Речь - это сложный многоуровневый процесс.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка (на формирование высших уровней познавательной деятельности), отражаются на его деятельности, поведении.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда усваиваются многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная.
Нарушение речи часто является серьёзным препятствием для успешного усвоения школьной программы.
Основная цель логопеда заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное всестороннее его развитие.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГИМНАЗИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
- выявление речевых расстройств;
- обучение детей с нарушениями речи;
- предупреждение речевых расстройств.
Работа учителя-логопеда в гимназии достаточно актуальна и многогранна. Систему работы учителя-логопеда в нашем образовательном учреждении можно представить следующим образом:
Правильная организация речевого процесса позволяет устранить или смягчить речевые нарушения, способствуя главной цели.
Приведённая выше схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления логопедической работы в гимназии:
- диагностика-обследование состояния устной и письменной речи;
- коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
- консультативно-профилактическая работа.
КАЖДОЕ ИЗ ЭТИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО-СВОЕМУ ВАЖНО И РЕШАЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Выявление речевых расстройств (диагностика) - изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей. Выявление причин, симптоматики, механизмов нарушения устной и письменной речи. В процессе обследования определяется степень выраженности, характер, вид нарушения, что даёт возможность определить направления коррекционно-логопедического воздействия.
2. Коррекционное обучение - разработка вопросов организации логопедической помощи (принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений):
- коррекция нарушений письменной речи
- коррекция звукопроизносительной стороны речи
3. Предупреждение речевых расстройств - разработка вопросов профилактики речевых нарушений
В ГИМНАЗИИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КУРСЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:
1. Коррекция звукопроизношения - формирование артикуляторной базы, первичных произносительных умений и навыков, коммуникативных умений и навыков.
2. Занятия по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса.
Целью данного курса - выявление детей, с трудностями в обучении письму; совершающих при письме ошибки диагностического характера. А также помощь в овладении тем объёмом знаний и умений, который необходимо усвоить в течение первого учебного года, и заложить основы для дальнейшего успешного обучения.
Курс профилактики дисграфии состоит из двух взаимопроникающих разделов:
I. Предупреждение дисграфии и помощь в овладении грамотой.
II. Развитие неречевых процессов.
3. Коррекция нарушений письменной речи.
Цель: проводить коррекцию имеющихся у учащихся нарушений письменной речи: восполняя пробелы речевого развития детей, дать им практическую речевую подготовку; создавать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися орфографических и грамматических правил, с одной стороны - с другой - закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом; одновременно развивать и обогащать лексический запас, представления детей об окружающем мире, повышать уровень их общего развития.
4. Занятия с детьми подготовительной группы I и II ступени:
I ступень: курс «Логопедическая мозаика».
Цель: формирование умения слушать, слышать, видеть, думать, рассказывать. Т.е. способствовать развитию познавательной и речевой активности.
II ступень: курс «Волшебные путешествия».
Цель занятий - развитие значимых для школы функций, таких, как: развитие связной речи, Формирование первоначальных фонематических представлений и умений; организация общей деятельности, зрительно-пространственных координаций, зрительно-моторных координаций; развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления.