Особенности адаптации первоклассника.
Две волнующие четверти школьной жизни позади. Но все это было впервые у наших первоклассников. Красивая форма, ранцы, пеналы и другие яркие атрибуты школьника, что только поначалу манят и привлекают. А что дальше?
Ведь школа-это серьезная штука: ранние подъемы, уроки, перемены, а еще и домашние задания, самостоятельные и контрольные работы. И уже нельзя заняться тем, чем хочешь, нельзя пропустить уроки, отодвинуты любимые игрушки. Множество дел, как с этим справиться? Все вокруг новое, незнакомое. И вот, шаг за шагом, малыши преодолевают трудности, взрослеют.
Чтобы первоклассники легче адаптировались к школьной жизни, им должны помочь в этом родители, поэтому классный руководитель 1 класса - Кляшева Наталья Борисовна и психолог начальной школы - Килина Ирина Ивановна подготовили интересный материал, используя наблюдения и диагностику по адаптации учащихся первого класса, которым они поделились с родителями первоклассников.
Первый год обучения в школе - сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей: то, что было значимым, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится важным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению.
Наблюдаете ли Вы эти изменения у собственного ребенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О «внутренней позиции школьника» можно говорить лишь тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу.
Нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»:
* чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, интересоваться его делами;
* разговаривать о том, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не будет их соблюдать;
* можно поиграть в школу, существующую по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.
В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается ранимостью и незащищенностью.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с педагогами или получив нелестные отзывы о своем поведении, внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду и досаду, но это не влияло кардинально на становление личности в целом.
В период же кризиса 7(6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» с 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, т.е. при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ деятельности.
Родители должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим ребенком.
* Замечать малейшие достижения своего ребенка - в каждой работе найти то, за что можно его похвалить: «у тебя сегодня замечательно получилось», «ты аккуратно написал», «как здорово, что ты это сделал».
* Сравнивать ребенка только с ним самим: «Раньше не умел, а теперь умеешь!»
* Беседовать о неудачах, отмечать, что все это временно. Объяснять ребенку, что каждый имеет право на ошибку.
* Поддерживать активность ребенка в преодолении трудностей. Обратить внимание ребенка: успех чаще зависит от усилий, чем от удачи.
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей непосещавших детский сад, особенно у единственных в семье. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают такого же отношения к себе, к какому они привыкли дома. Поэтому для них становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не стремятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются им уступать.
Не стоит удивляться, что через какое-то время родители таких детей столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их обижают, никто не любит их, никто их не слушает.
Необходимо адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку:
* что вы его понимаете;
* посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя;
* попробуйте проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, только когда он успокоится;
* обсудите, как вести себя в будущем, в подобном случае;
* обсудите, как можно исправить положение теперь, что предпринять, чтобы завоевать друзей и симпатии одноклассников.
В заключении родительской гостиной в ходе беседы психолога и учителя с папами и мамами первоклассников возникла обратная связь, состоялся живой разговор, многие получили ответы на свои вопросы, а кое-кто сделал выводы, что ходить на родительские собрания очень полезно и поучительно.
Хочется, чтобы и родители, и учителя понимали детей, чувствовали их, могли всегда прийти на помощь, научить, как справиться с той или иной ситуацией.
Как раз в этом неоценимую помощь оказывает психологическая служба в гимназии, за что родители выражают Килиной Ирине Ивановне сердечную благодарность, понимая какой труд ложится на плечи психолога. Надо сказать, и дети начальных классов обожают Ирину Ивановну, и радуются встречи с ней, ждут ее уроков "Психологической азбуки", а также индивидуальных занятий.