а значит - перспективы.
Без истории немыслимо развитие любой культуры,
ибо разрывается магический основополагающий
цивилизационный треугольник: прошлое - настоящее - будущее".
Гимназия «Томь» имеет большие перспективы, потому что она помнит историю своей страны. В последние дни ноября проходило образовательное событие - «погружение» в историческую эпоху - период «застоя» 70-80 г.г. ХХ века.
В каждом классе, начиная с первого по одиннадцатый , прошли открытые уроки в рамках «погружения»: 13 замечательных уроков, за которыми стоит огромная подготовка учителей и детей .
Это не просто уроки, это глубокое погружение в предмет, в тему, которая как-то сопричастна с тем временем, когда страна находилась в «застое», хотя понятие «застой» появилось намного позже.
Мы гордились страной, жили, радовались победам спортсменов, смотрели необыкновенные фильмы, читали захватывающие книги, осмысливали, какой период прошла страна. Да и, действительно, было чем гордиться!
Страна постоянно двигалась вперед: революция, Гражданская война, индустриализация, победа в Отечественной войне, восстановление народного хозяйства, научно-технический переворот, полеты в космос... Все нужно было осмыслить. Колоссальный период истории! Забывать нельзя ни событий, ни имен!
Вот список тем открытых уроков :
- На уроке истории «Конституция А.Д.Сахарова - утопия или реальность?» в 11 классе учитель Малышева А.М. вместе с ребятами провели сравнение и анализ конституции РФ с конституцией Сахарова А.Д.,сделав вывод, что однозначных ответов история не дает, так как мир далек от конвергенции, слияния в одну цивилизацию. Но имя Сахарова Андрея Дмитриевича - великого человека мир должен знать и помнить.Слышали бы Вы только как хорошо говорят дети, умеют защитить свою точку зрения, грамотно опираются на первоисточники.
- Кабинет 5 класса почти на два урока превратится в студию-кинозал. Кинозал, потому что ребята смотрели отрывки из замечательного фильма Р.Быкова «Чучело», снятого по одноименной повести В.Железникова, а студию - потому что этот фильм обсуждался теми, для кого он был снят. Ученики 5 и 6 классов на время превратились из обычных учеников в ценителей искусства - кинокритиков.Художественный фильм «Чучело» видел каждый, многие смотрели его несколько раз. У кого-то этот фильм вызвал положительные эмоции, у кого-то отрицательные. Рассуждая над эпизодами фильма, ребята задумались над вечными проблемами добра и зла, насилия и милосердия, чести и бесчестия. Ребята отметилили, что ситуация, в которой оказалась Лена Бессольцева, могла произойти с каждым, окажись он среди злых, бессердечных людей, не знающих понятия чести, любви, милосердия. Вслед за автором книги-В.Железниковым- ребята сделали вывод:«Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
- Учитель английского языка Герасимова Е.Н. в четвертом классе провела урок «Олимпийские игры 1980 г. в Москве», а Загирная А.В. провела в третьем классе урок английского языка «Переводы С.Я.Маршака для детей».
- Урок литературного чтения во втором классе (учитель Гушкаренко С.В.) «Вымысел и неправда в рассказах Н.Носова «Фантазеры» начали «великие фантазеры» Шубин Артем и Шуваев Никита сценкой, которая вызвала восторг и аплодисменты. На уроке присутствовали первокурсники ТГПУ. Все остались довольны.
- В четвертом классе на уроке чтения «Человек и природа в произведениях В.Астафьева» произошло знакомство ребят с творчеством писателя . Всегда поражает глубина и искренность учителя Попковой Л.Ф., каждое слово учителя услышано детьми, в каждом слове - душа, боль, переживание - это незабываемо! Детей нужно учить понимать, слышать, любить природу.
- Третий класс познакомил нас с творчеством В.Драгунского. Кто не помнит с детства чудесные Денискины рассказы? Учитель Новикова О.В. всегда на уроке может создать хорошее настроение Да и дети - молодцы, встав в "Ресурсный круг", проговорили : Друг-это навсегда, друг должен быть надежный ..., а закончили урок, слепили на доске цветок из лепестков, на которых были подписаны качества друзей. Вот так решался вопрос нравственной проблематики в рассказах В.Драгунского.
- Ученики восьмого класса на уроке географии провели конференцию по теме «Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения» (учитель Семитко С.Е.), доказали, как справедливы были слова М.В. Ломоносова: «Могущество России прирастать будет Сибирью». На уроке были рассмотрены следующие вопросы:о нефти и газе, об условиях формирования месторождений, об истории геологического развития Западно-Сибирской равнины, происхождении и условиях залегания месторождений, о трудностях добычи полезных ископаемых, подняты проблемы коренного населения, вопросы истории освоения Западной Сибири, названы имена людей, которые сыграли немаловажную роль в развитии региона. Специалисты по каждому профилю представили гостям конференции прекрасные презентации.
- В первом классе (учитель Кляшева Н.Б.) состоялся урок «Хороший день» по произведениям С.Я.Маршака. Песни, стихи, сценки, игры, кукольный театр - и все это за один урок с такими маленькими детьми. Улыбки не покидали нас на протяжении всего урока.
- Учителя истории и обществознания Бизина Н.В. и Малышева А.М провели в 10-11 классах урок-диспут - дебаты «70-80 годы СССР -эпоха застоя?». Учителя остались довольны работой старшеклассников.
- И как всегда самые сложные вопросы задала на уроке литературы в шестом классе учитель русского языка и литературы Ромаданова Е.П. Урок на тему «Произведение и его экранизация» ( братья Стругацкие «Пикник на обочине» и фильм А.тарковского «Сталкер». Эпиграфом урока были слова: "Ты должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать". Р.П.Уоррен. Очень хорошо помню, как когда-то давно смотрела фильм «Сталкер», но из всего увиденного, честно сказать, мало, что поняла, а вот теперь наши дети разбирают такие сложные вопросы, пытаются найти ответы, конечно с помощью учителя, который ведет их к новым открытиям и знаниям.
- Урок литературы в 11 классе (учитель Тюленева Н.Н.) «Иосиф Бродский-пятый Нобелевский лауреат». Литературный клуб открылся речью И.Бродского по радио России. Все в этом уроке было удивительным: сами дети подготовили и вели урок, сами оформили доску, презентацию. Звучали стихи Иосифа Бродского, много интересных фактов из биографии замечательного поэта. И нигде, ни в одном слове не чувствовалось обиды поэта за непонимание и сложную жизнь, хотя его обвиняли во всем, кроме погоды. Как выросли наши дети, они многое умеют, а главное понимают.
- Урок химии в девятом классе «Удивительный мир металла» (учитель Чеканцева О.Я.). Необычный урок -заседание кафедры СГМУ: в роли аспирантов - девятиклассники, в роли студентов - ученики шестого класса. Ребята собственными руками держали детали, выполненные из металлов с памятью, проводили опыты, все получилось. Ольга Яковлевна всегда на высоте, стремится объять необъятное, в урок может вместить столько интересной информации, урок-мгновение, но какое прекрасное мгновение, а за ним великий труд педагога, встреча с докторами наук, огромный интерес, который передается детям.От инсценировки электрического тока до процессов электролиза было все: выступления учеников, практические работы, презентация.
- Заседанием литературного клуба "Пластмассовое яблоко" в 9-10 классах закончилась "Погружение" в эпоху "застоя" (учитель Рылова О.Н.).Урок был посвящен творчеству и многогранному таланту поэта, певца, композитора, актера Владимира Высоцкого. Звучали песни, стихи, на экране мелькали кадры фильмов и фотографии поэта, певца. Дело, которому посвятил себя В.Высоцкий пережило смерть.
И наконец, 26 ноября состоялось заключительное действие «Погружения» - Кругосветка «Великие люди эпохи застоя», Фестиваль песни «Поющие сердца» и дискотека 80-х годов.
С самого утра до позднего вечера гимназия находилась в состоянии праздника. Уроков не было, но было что-то совсем другое, чего ждали, готовились долгими вечерами, что объединяло и детей и учителей.
Два круга Кругосветки прошли на одном дыхании: принимающая сторона пыталась сначала познакомить с известными людьми эпохи "застоя", а затем проводились конкурсы или творческие задания.
В первом классе можно было примерить настоящую форму хоккеиста, потому что заочное знакомство состоялось с В.Третьяком и В.Харламовым, второй класс оказался знатоками космонавта Н.Рукавишникова, в третьем классе проходил сеанс любимых мультфильмов "Ну, погоди" и знакомство с В.Котеночкиным, а в четвертом классе мы узнали о шахматистах А. Карпове и Г. Каспарове. Пятый класс подготовил материал о режиссере Р.Быкове.
Второй круг Кругосветки отличался более серьезными темами и сопровождался в восьмом классе пением под гитару песен Б.Окуджава ( Лоос Дима порадовал чудной игрой на гитаре), седьмой класс открыл встречу с балетом и творчеством Е.Максимовой и В.Васильева, интересным было и задание для гостей: из подручных материалов создать образ балерины, удивительной фотографией всех присутствующих на память заканчивалась кругосветка в седьмом классе. Ученики 6 класса познакомили нас с творчеством А.Тарковского и его фильмами. По отрывкам и кадрам из фильмов А.Тарковского нужно было отгадать название фильма. В девятом классе состоялось знакомство с А.Солженицыном. Оформление кабинета десятого класса предвещало встречей с Д.Гилмором. Виниловые пластинки, проигрыватель, оформленная стена, песни на английском группы Пинк Флойд и многое другое поразило наше воображение. Одиннадцатый класс подготовил прекрасную презентацию об А.Сахарове. Каждая встреча была неповторима, каждая встреча несла заряд знаний, много воспитательных моментов, которые в непринужденной обстановке хорошо укладываются в головах и душах наших детей.
Фестиваль "Поющие сердца"( организаторы - учителя музыки: МедведеваЛ.Г., Черепанова И.П., Аверченко Л.Ю.) назвал своих призеров :
1 место - 4 класс песня "Мой адрес - Советский Союз.."сл.Харитонова. муз. Д.Тухманова.
2 место -Аня Яковлева 9 класс песня "Снег кружится" сл.Л.Козлова. муз.С.Березина.
3 место- Ричард Кицкан 2 класс песня "Комарово" сл.М.Танича, муз.И.николаева;
3 место - 1 класс песня "Самый лучший дом" сл. П.Синявского, муз. Н.Пескова.
Дискотеку 80-х зажигали наши любимые бальники, которые вместе с руководителем Мальковой Е.В. подготовили танцы- сюрпризы. Это, конечно, нужно видеть! Блеск в глазах детей, паровозики танцующих, здесь все - от первого до одиннадцатого класса, всем хватает места, нет лишних. Это дорогого стоит.
Вот и еще на одну эпоху наши дети стали умнее, серьезнее и интереснее. Спасибо всем учителям за то, что у Вас всегда светятся глаза, и этот свет зажигает детей.Спасибо Вам за Ваш талант и умения, за Ваши творческие находки.
Слова благодарности -детям и их родителям, которые отзываются на все добрые предложения, с удовольствием сами участвуют во всех конкурсах и азартно болеют за своих друзей. А друзей у нас - целая гимназия!
И конечно же, самые добрые слова обращаю к Вам, дорогая наша Елена Павловна, спасибо Вам за праздник, за то, как из малого рождается великое познание не только окружающего мира, но и своих возможностей, познание самого себя для каждого ребенка.
Ваша С.Е.