Ромаданова Елена Павловна, заместитель директора, Кляшева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, Попкова Людмила Федоровна, учитель начальных классов стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» за 2014 год.
Награждение состоялось 19 января 2015 года в Круглом зале Администрации Томской области с участием Митрополита Томского и Асиновского Ростислава, заместителя Губернатора Томской области Ч.М.Акатаева, Главного федерального инспектора по Томской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО В.Н.Сирчука, начальника Департамента общего образования Томской области А.А.Щипкова.
Учителя представили на конкурс коллективный труд « Истоки - образ жизни» (Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания НОУ гимназии « Томь» и победили в номинации « Лучшая инновационная разработка года.
На конкурс представлены:
Методические разработки уроков :
- Кляшева Наталья Борисовна. Защитники Земли Русской. Урок в 3 классе.
- Кляшева Наталья Борисовна. Знание и мудрость. Урок в 3 классе.
- Кляшева Наталья Борисовна Род и семья. Урок во 2 классе
- Кляшева Наталья Борисовна. Священный слова. Молитва-основа познания мира. Урок в 4 классе.
- Попкова Людмила Федоровна . Методическая разработка урока « Сила слова» , 2 класс
Методическая разработка праздника :
- Кляшева Наталья Борисовна. « Пасха- праздник светлого Христова Воскресенья. Для учащихся 1-4 классов.
Методическая разработка Мастер класса :
- Попкова Людмила Федоровна. Духовный подвиг родителей.
Доклады, сообщения и презентации :
- Ромаданова Елена Павловна. Воинский долг и православие. Презентация.
- Ромаданова Елена Павловна. Не стоит село без праведника, а город без святого. Презентация
- Ромаданова Елена Павловна. Значение пятой заповеди. Презентация.
Аналитический материал :
- Килина И.И. Аналитическая справка по результатам исследования нравственных представлений учащихся начальной школы гимназии «Томь»
- Ромаданова Е.П. Аналитическая записка « Истоки - образ жизни» ( Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания НОУ гимназии « Томь». Преамбула.
- Ромаданова Е.П. Темы исследовательских работ и участники конференций 2013-2014 учебный год
- Поспелова Е.А. заведующая кафедрой классных руководителей План воспитательной работы НОУ гимназии « Томь» Духовно-нравственное воспитание учащихся
ЧОУ гимназия « Томь» с 2010 года является экспериментальной площадкой ТОИПКРО по теме « Апробация учебной программы «Социокультурные истоки» в условиях ФГОС на базе негосударственного общеобразовательного учреждения гимназии « Томь» г.Томска.
В течение трех лет НОУ гимназия « Томь» становилась методической площадкой для учителей города и области: преподавателей курса « Социокультурные Истоки», учителей гуманитарного цикла и учителей начального обучения, заместителей директоров по воспитательной работе, а также родителей. Два раза в год на Макариевские чтения и в Дни славянской письменности и культуры учителя НОУ гимназии « Томь» организуют секцию учителей « Социокультурные истоки» . Материалы данных секций были обобщены педагогами и представлены на конкурс. Это разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий, доклады, презентации по определенной теме, которая является текущей темой курса « Истоки». Итак, были проведены секции по следующим темам :
2011-12 учебный год - Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании и литературном образовании ( Макариевские чтения); Традиции праздника на уроках социокультурного курса « Истоки» и во внеурочной деятельности( Кирилло-Мефодиевские чтения)
2012-13 учебный год- Защита Отечества - священный долг» ( Макариевские чтения); Традиции Слова в русской культуре (Кирилло-Мефодиевские чтения)
2013-14 учебный год - Библия как источник познания мира( Макариевские чтения);
« Светлая душа подвигом жива »Тема духовного подвига на уроках и внеурочной деятельности»( Кирилло-Мефодиевские чтения)
Логика этих семинаров такова: отрабатывается одна из тем учебного курса « Социокультурные истоки» . Учителя кафедр гуманитарного цикла гимназии помогают учителям кафедры начального обучения в освоении теоретического материала, философского обоснования этих тем на разных уровнях : историческом материале, литературном и даже на естественно-научном . Так, например, рассматривается тема « Библия как источник познания мира». В курсе « Социокультурные Истоки» эта тема звучит так : «Священные слова Библии». На семинар представлены сообщения и доклады по теме : Библия как исторический источник, литературный источник, Библия и эволюционная теория Дарвина,. Затем идет практическая часть : проводится урок в 4 классе, где дети размышляют о молитве. Часто на семинарах показывается внеклассное мероприятие. Таким образом, учителям, ведущими этот курс в своей школе, и другим учителям, которые работают по духовно-нравственной тематике, могут использовать опыт учителей гимназии «Томь» в полной мере , так как здесь есть и теоретический материал и практический по определенной теме.
Так же на семинарах были отработаны темы: Духовный подвиг, Защита Отечества, Слово, Праздник, Семья.
Кроме того, в гимназии стало традицией привлекать к этой работе и учащихся старшей школы и предлагать им поразмышлять на эту же тему , используя технологию « Дебаты». Так, ребята 9, 10, 11 классов провели дебаты на темы: «Духовный подвиг и современный мир», « Свобода : дар или искушение», « Эволюционная и Божественная теория происхождения жизни».
Учебная программа « Социокультурные истоки» -это образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. В процессе занятий ученики 1 класса осваивают важнейшие системообразующие понятия: Слово, Образ, Книга.
Учебное пособие «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Четыре тематических блока: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Структура рабочей тетради «Истоки» для 3 класса состоит из блоков: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Разделы пособия 4 класса: «Традиции Образа», «Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника».
Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее, программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций.
В осуществление этого проекта вовлечены 3 учителя начальной школы, которые преподают этот курс. а также учителя гуманитарного цикла (литературы, истории ) они участвуют в ежегодных Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтениях по темам , заявленным именно преподавателями данного курса, психологи, осуществляющие диагностику учащихся. Таким образом, в этот эксперименте участвуют 11 преподавателей гимназии . Кроме того, участниками проекта становятся родители , которые участвуют во всех мероприятиях, проводимых гимназией : открытых уроках, праздниках, они помогают провести экскурсии по музеям и храмам, становятся инициаторами этих походов.
Данная программа потому и называется « Социокультурные Истоки, а не просто Истоки, так меняет социум вокруг. Любая программа духовно – нравственного - содержания всегда увеличивает число участников, расширяясь с каждым годом, как круги на воде.
Но эта программа это только самый 1 уровень гимназической программы духовно-нравственного развития и воспитания личности школьников.
Начальная школа
1 уровень «Социокультурные Истоки» (1-4 класс)
2 уровень « Основы православной культуры» в рамках курса «ОРКиСЭ» (4 класс )
Средняя и старшая школа)
3 уровень « Курс « Слово» ( Уроки Библии» ( 6-7 класс)
- Программы по литературе ( модифицированные) ( 5-11 классы)
- Программа по древнерусской литературе( 8 класс)
- Программа спецкурса» Библейские мотивы в литературе 19-20 веков ( 9-11 класс)
4 уровень « Исследовательская и проектная деятельность» ( 4-11 классы)
Речь идет о темах исследовательских работ духовно-нравственного содержания. В этом году на конференции выступило 25 учащихся
5 уровень Внеклассная воспитательная деятельность
- На этом уровне осуществляется Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках Плана воспитательной работы гимназии « Томь»
- Программа «Православные праздники», созданная и осуществляемая Кляшевой Натальей Борисовной.
Таким образом, достаточно системно в гимназии организована работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Она охватывает как учебную, так и воспитательную деятельность. Гимназия работает по этому направлению уже 20 лет. Кроме Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтений учителя гимназии для обобщения и распространения опыта используют разные площадки : Семинары кафедры гуманитарного цикла, курсы ТОИПКРО, публикации в печатных изданиях.
В 2013-14 учебном году был запущен еще один проект : конкурс интегрированных работ по Библии для учащихся в рамках Макариевских чтений. Таким образом, нам есть чем поделиться с учителями города и области.
Любая работа в этом направлении держится на энтузиазме учителя, на его желании что-то изменить к лучшему. Курс « Истоки» рассчитан на 1 час в неделю, а сколько нужно времени и сил, чтобы подготовиться к уроку, к празднику или к дебатам. Поэтому работать по программе « Истоки» будет только заинтересованный учитель, который живет этим. Вот мы и говорим, что « Истоки» - не просто программа, но образ жизни.