События

Победители во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»

   Ромаданова Елена Павловна, заместитель директора, Кляшева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, Попкова Людмила Федоровна, учитель начальных классов стали победителями регионального этапа Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью  «За нравственный подвиг учителя» за 2014 год. 

   Награждение  состоялось 19 января 2015 года в Круглом зале Администрации Томской области с участием Митрополита Томского и Асиновского Ростислава, заместителя Губернатора Томской области Ч.М.Акатаева, Главного федерального инспектора по Томской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в СФО В.Н.Сирчука, начальника Департамента общего образования Томской области А.А.Щипкова.

   Учителя представили на конкурс коллективный труд « Истоки - образ жизни» (Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания   НОУ гимназии « Томь» и победили в номинации « Лучшая инновационная разработка года.

 

На конкурс представлены:  

 

 Методические разработки уроков :

  • Кляшева Наталья Борисовна. Защитники Земли Русской. Урок в 3 классе.
  • Кляшева Наталья Борисовна. Знание и мудрость. Урок в 3 классе.
  • Кляшева Наталья Борисовна Род и семья. Урок во 2 классе
  • Кляшева Наталья Борисовна. Священный слова. Молитва-основа познания мира.    Урок в 4 классе.
  • Попкова Людмила Федоровна . Методическая разработка урока «  Сила слова» , 2 класс

 

Методическая разработка праздника :

  • Кляшева Наталья Борисовна. « Пасха- праздник светлого Христова Воскресенья. Для учащихся 1-4 классов.

 

Методическая разработка Мастер класса :

  • Попкова Людмила Федоровна. Духовный подвиг родителей.

 

Доклады, сообщения и презентации :

  • Ромаданова Елена Павловна. Воинский долг и православие. Презентация.
  • Ромаданова Елена Павловна. Не стоит село без праведника, а город без святого. Презентация
  • Ромаданова Елена Павловна.  Значение пятой заповеди. Презентация.

 

Аналитический материал  :

  • Килина И.И. Аналитическая справка по результатам исследования нравственных представлений учащихся начальной школы гимназии «Томь»
  • Ромаданова Е.П. Аналитическая записка « Истоки - образ жизни» ( Курс «Социокультурные истоки» как системообразующий фактор организации духовно-нравственного воспитания   НОУ гимназии « Томь». Преамбула.
  • Ромаданова Е.П.   Темы исследовательских работ и участники конференций 2013-2014 учебный год
  • Поспелова Е.А. заведующая кафедрой классных руководителей План воспитательной работы НОУ гимназии « Томь» Духовно-нравственное воспитание учащихся

 

   НОУ гимназия « Томь»  с  2010 года является экспериментальной площадкой ТОИПКРО по теме « Апробация учебной программы « Социокультурные истоки» в условиях ФГОС на базе негосударственного общеобразовательного учреждения гимназии « Томь» г.Томска.

   В течение  трех лет НОУ гимназия « Томь» становилась методической площадкой для учителей города и области: преподавателей  курса « Социокультурные  Истоки», учителей гуманитарного цикла и учителей начального обучения, заместителей директоров по воспитательной работе, а также родителей.  Два раза в год  на Макариевские чтения и в Дни славянской письменности и культуры учителя НОУ  гимназии « Томь» организуют секцию учителей « Социокультурные истоки» . Материалы данных секций были обобщены педагогами и  представлены на конкурс. Это разработки уроков, разработки внеклассных мероприятий, доклады, презентации по определенной теме, которая является текущей темой курса « Истоки». Итак, были проведены секции по следующим темам :

2011-12 учебный год -  Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании и литературном образовании ( Макариевские чтения);   Традиции праздника на уроках социокультурного курса « Истоки» и во внеурочной деятельности( Кирилло-Мефодиевские чтения)

2012-13  учебный год- Защита Отечества - священный долг» ( Макариевские чтения); Традиции Слова в русской культуре  (Кирилло-Мефодиевские чтения)

2013-14  учебный год - Библия как источник познания мира( Макариевские  чтения);

  « Светлая душа подвигом жива »Тема духовного подвига на уроках  и внеурочной деятельности»( Кирилло-Мефодиевские чтения)

   Логика этих семинаров такова:  отрабатывается одна из тем учебного курса « Социокультурные истоки» .  Учителя кафедр гуманитарного цикла гимназии помогают учителям кафедры начального обучения в освоении теоретического материала, философского обоснования этих тем на разных уровнях : историческом материале,  литературном и даже на естественно-научном . Так, например, рассматривается тема « Библия как источник познания мира». В курсе  « Социокультурные  Истоки» эта тема звучит так : «Священные слова Библии». На  семинар представлены сообщения и доклады по теме : Библия как исторический источник, литературный источник, Библия и эволюционная теория Дарвина,. Затем идет практическая часть :  проводится урок в 4 классе, где дети  размышляют о  молитве.  Часто на семинарах  показывается  внеклассное мероприятие. Таким образом, учителям, ведущими этот курс в своей школе, и другим учителям, которые работают по духовно-нравственной тематике,  могут  использовать  опыт учителей гимназии «Томь» в полной мере , так как здесь  есть и теоретический материал и практический по определенной теме.

   Так же на семинарах были отработаны темы: Духовный подвиг, Защита Отечества, Слово, Праздник, Семья.

   Кроме того, в гимназии стало традицией привлекать к этой работе и  учащихся старшей школы и предлагать им поразмышлять на эту же тему , используя  технологию « Дебаты». Так, ребята 9, 10, 11 классов провели дебаты на темы: «Духовный подвиг и современный мир»,  « Свобода : дар или искушение», « Эволюционная и Божественная теория происхождения жизни».

 

   Учебная программа « Социокультурные истоки» -это  образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. В процессе занятий ученики 1  класса осваивают важнейшие системообразующие понятия: Слово, Образ, Книга.
Учебное пособие «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. Четыре тематических блока: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». Структура рабочей тетради «Истоки» для 3 класса состоит из блоков: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».Разделы пособия 4 класса : «Традиции Образа»,«Традиции Слова», «Традиции дела», «Традиции праздника».

   Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее,  программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций.

   В осуществление этого проекта вовлечены 3 учителя начальной школы, которые преподают этот курс. а также учителя гуманитарного цикла (литературы, истории ) они участвуют  в ежегодных Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтениях по темам , заявленным именно преподавателями данного курса, психологи, осуществляющие диагностику учащихся. Таким образом, в этот эксперименте  участвуют 11 преподавателей гимназии . Кроме того, участниками проекта становятся родители , которые участвуют во всех мероприятиях, проводимых гимназией : открытых уроках, праздниках, они помогают провести экскурсии по музеям и храмам, становятся инициаторами этих походов.

    Данная программа потому и называется « Социокультурные  Истоки, а не просто Истоки, так меняет социум вокруг. Любая программа духовно – нравственного - содержания всегда увеличивает число участников, расширяясь с каждым годом, как круги на воде.

   Но эта программа это только самый 1 уровень гимназической программы духовно-нравственного развития и воспитания личности школьников. 

Начальная школа

1 уровень  «Социокультурные Истоки»     (1-4 класс)

2 уровень  « Основы православной культуры»    в рамках курса «ОРКиСЭ» (4 класс ) 

Средняя и старшая школа) 

3 уровень  « Курс « Слово» ( Уроки Библии» ( 6-7 класс) 

  • Программы по литературе ( модифицированные) ( 5-11 классы)
  • Программа по древнерусской литературе( 8 класс)
  • Программа спецкурса» Библейские мотивы в литературе 19-20 веков ( 9-11 класс)

4 уровень « Исследовательская и проектная деятельность»  ( 4-11 классы) 

Речь идет о темах исследовательских работ духовно-нравственного содержания. В этом году на конференции выступило 25 учащихся  

5 уровень Внеклассная воспитательная деятельность

  • На этом уровне осуществляется Программа духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках Плана воспитательной работы гимназии « Томь»
  • Программа  «Православные праздники», созданная и осуществляемая  Кляшевой Натальей Борисовной.

 

   Таким образом, достаточно системно в гимназии организована работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

   Она  охватывает как учебную, так и воспитательную деятельность. Гимназия работает по этому направлению уже 20 лет. Кроме Макариевских и Кирилло-Мефодиевских чтений учителя гимназии для обобщения и распространения опыта используют разные площадки : Семинары кафедры гуманитарного цикла, курсы ТОИПКРО, публикации в печатных изданиях.

   В 2013-14 учебном году был запущен еще один проект : конкурс интегрированных  работ по Библии для учащихся в рамках Макариевских чтений. Таким образом, нам есть чем поделиться  с учителями города и области.

   Любая работа в этом направлении держится на энтузиазме учителя, на его желании что-то изменить к лучшему. Курс « Истоки»  рассчитан на  1 час в неделю, а сколько нужно времени и сил, чтобы подготовиться к уроку, к празднику или к дебатам. Поэтому работать по программе « Истоки» будет только заинтересованный учитель, который живет этим. Вот  мы и говорим, что « Истоки» - не просто программа, но образ жизни.