Школьные традиции

Жанр лингвистической миниатюры

Бушуева Аня, 10 класс

 Символика змеи в литературе

 

К образу змеи обращались во все времена, начиная с былин и заканчивая поэзией серебряного века.

Змея. Общеславянская форма женского рода к змий суф. производному от той же основы, но с перетасовкой ь/е (зьм), что и земля. Змея буквально - «земляная, ползающая по земле».зме/я

В словаре символов ЗМЕЯ - многогранный мифологический символ противостояния человеку. Особенно много толкований вызывал образ змея-искусителя в легенде о грехопадении. Согласно древнейшей традиции еврейской культуры, змея символизировала Еву, изначально являвшуюся змееподобной богиней, дающей жизнь. Традиционна ветхозаветная метафора змея как соблазнителя, воплощение хитрости и коварства. Диавол называется змием и древним змием, вероятно, чтобы указать на его коварство и злобу, а также и на то обстоятельство, что, прельщая Еву вкусить запрещенный плод и нарушить долг повиновения Богу, он принял на себя вид змея, в каковом виде и описывается в Свящ. Писании (Быт. III, 1 и сл. II Кор. XI, 3). Змий служит для свящ. писателей эмблемой злобы, свирепости и коварства. Только после Божественного проклятия змеи, изменив свою природу, были обречены ползать по земле. Змея - символ перманентного движения, ассоциирующийся с лентой, серпантином горной дорогой, спиралью. Согласно древним суевериям, змея не может умереть своей смертью, а убить ее можно только после захода солнца. Поэтому она использовалась как символ вечности. В таком качестве часто интерпретировался теософский знак змея - Уробороса, кусающего свой хвост.

Яркий пример обращения к образу змеи - З.Н Гиппиус.

Стихотворение З.Н Гиппиус «Прежде, Теперь» было написано в Париже в феврале 1940г. в последние годы жизни поэтессы, проходившие в эмиграции.

В этом стихотворении Гиппиус размышляет на тему прошлого, настоящего и будущего. Поэтесса указывает на то, что не нужно жить прошлым, не нужно его бояться, какое бы пугающее оно не было, оно уже пережито, а будущее еще впереди. Змеиное яйцо  сгусток времени, в котором хранится змея - прошлое и змея - прорицательница.

Но змеиное яйцо не раскрыло все тайны, будущее остается неизведанным, человек может только предугадать, что его ждет. Гиппиус показывает, что всё периодично, события сменяют друг друга без остановки. Змеиное яйцо не только скопление змей  прорицательниц, но и сосредоточение человеческого греха. «Прежде» - это грехи, которые человек не должен забывать, «Теперь»­­  то, что человека ждет впереди, то чего он поистине должен бояться, возможно то, что впоследствии хочет исправить.

Не отдавайся никакой надежде

И сожаленьям о былом не верь

Не говори, что лучше было прежде

Ведь, как в яйце змеином, в этом Прежде

Таилось наше страшное Теперь.

«И скорлупа еще не вся отпала»  еще есть надежда исправить ошибки, не все «змееныши-грехи» появились на свет. «Змея головку только показала»   еще не все проступки совершило человечество, «все только начинается». То, что было «Прежде»   это лишь начало, человечество ждет - «Теперь». «Но и змеенышей в яйце не мало...» - не все грехи еще появились на свет, с каждым днем появляются новые проступки, страхи, злодеяния - всё движется по кругу.

Ползут они скользящей чередою,

Ползут, ползут за первою змеею...

Все идет своим чередом, одно событие сменяет другое, цикличность, замкнутость - есть истинное «Теперь» человечества.

«Свивая туго за кольцом кольцо...» - действие по кругу, кольцо - нечто сдавливающее, тугое, но с другой стороны сдерживающие.

В конце стихотворения З.Н Гиппиус задает вопрос: «Не вся ль Земля змеиное яйцо?». Вопрос по сути риторический, человек никогда не сможет четко на него ответить. Земля истинно круг, кольцо, вечное движение, вечная изменчивость, концентрация и прошлого и будущего, и страха, и греха и именно Земля таит в себе некое «Прежде. Теперь»

 

Колотовкина Анна, 5 класс
 
Смородина
Задумывались ли вы когда-нибудь об истинном значении слова « смородина»? Меня оно заинтересовало. Я обратилась за помощью к словарям и Интернету и отыскала много различной информации об этом слове.
Смородина - род кустарников семейства крыжовниковых со съедобными кисло-сладкими ягодами черного, красного, белого и желтого цвета; так же называют и ягоды такого кустарника.
Это слово русского происхождения произошло от слова « смород» или «смрад»-сильный отвратительный запах, зловоние. Смердеть - противно пахнуть, испускать зловоние. Смородина действительно имеет сильный терпкий запах, но его нельзя назвать неприятным. Вот так история изменила слово «смрад»!
В русском языке много слов, которые сегодня не очень понятны. И поэтому, имея огромные возможности в наш век современных технологий нужно искать такие слова и их значения, ведь не зная истинного значения слов, человек не может знать русский язык!

Кондакова Дарья, 5 класс

 
Это загадочное слово ТАЛИСМАН

В мире много слов, у которых есть своё значение. Эти слова мы говорим, но у большинства из них не знаем происхождения.

Талисман - слово, в котором заключена тайна и есть своя тайна происхождения.

Слово «талисман» произошло от арабского слова tilism или tilsam, " магическое изображение " .

 

Значение слова ТАЛИСМАН.

Талисман - предмет, сделанный либо из камня, либо из священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и изображениями в виде магических формул. С целью или охранить владельца от зла, или для удовлетворения определённых желаний.

 

Талисман А.С. Пушкина

Многие люди имеют свой талисман. У великого русского поэта тоже был талисман- это было кольцо из сердолика.

Слово «талисман» встречается во многих литературных произведениях, а некоторые авторы посвятили этому магическому предмету отдельное произведение. Например, А. С. Пушкин в 1827 году написал стихотворение под названием «Талисман». Речь в нём идёт о некоем талисмане, вручённым поэту «волшебницей» в краях, «...где море вечно плещет на пустынные скалы». А чуть позже - в этом же году - появилось знаменитое «Храни меня, мой талисман».

 

Сохраните ваш талисман.

Невозможно знать происхождение всех слов, но чем больше мы будем интересоваться значением слов, их происхождением, тем большие глубины и тайны откроет нам язык. Он станет нашей «надеждой и опорой» - нашим ТАЛИСМАНОМ.

 

Что есть красота?

 

.... что есть красота?
и почему ее обожествляют люди?
сосуд она, в котором пустота,
или огонь, пылающий в сосуде?

Н. Заболоцкий


Красота, -ы́; мн. красо́ты, -о́т

1. Свойство по знач. прил. красивый.

(Санина) особенно поразила изящная красота ее рук; - - - взор его не мог оторваться от ее пальцев, гибких и длинных. Тургенев, Внешние воды. Внезапно открывшиеся перед девушкой богатство и красота среднерусской природы неразрывно связывались в ее сознании с понятием - Родина. Б. Полевой, Золото.

2. Все красивое, прекрасное.

- Экая красота! - проговорил немного погодя Данилов, любуясь небом и морем. Гарин-Михайловский, Детство Темы. Брюллов счастливо понимал тайну красоты и владел мастерством для ее воплощения. Яковлев, О великих русских художниках.

3. Красивая, привлекательная внешность.

Но кто с тобою, Грузинка, равен красотою? Вокруг лилейного чела Ты косу дважды обвила; Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи. Пушкин, Бахчисарайский фонтан.

4. Устар. поэт. Красавица.

Слыву я девою жестокой, Неумолимой красотой. Пушкин, Кавказский пленник. Голосистая, живая Чародейка молодая, Удалая красота. Языков, Вино.

5. мн.ч (красо́ты). Красивые места; то, что производит впечатление своим красивым видом.

Несмотря на постигшую нас неудачу, мы не могли быть равнодушными к красотам природы. Арсеньев, По Уссурийской тайге. Задрожавшим от волнения голосом он стал перечислять красоты родной страны. Казакевич, Весна на Одере.

6. в знач. междом. Прост. Выражает восхищение, одобрение.

- Смотри, денек-то какой выдался! Солнце, речка, кувшинки вон плавают... Красота да и только. Шолохов, Они сражались за Родину. - Ну и гребет... Красота! - наблюдая за Черкизовым и любуясь им, сказал Павлин. Н. Никитин, Северная Аврора.

 

Синонимы к слову «Красота»:

Краса, благолепие, великолепие, живописность, изящество, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.


Антонимы к слову «Красота»:
Красота - уродство. Красота - безобразие.

То, что вызывает восторг, восхищение (красота).

То, что вызывает возмущение, отвращение (уродство, безобразие).

О красоте говорили и писали много известные поэты, писатели. В пример хочется привести цитаты:
«В такое время лишь уродство поражает фантазию, а красивые люди, и обольстительные пейзажи, и скромная красота искусства считаются повседневной свитой королевы в 19 лет.»

А. Н. Толстой


«Красота влечет к себе, уродство отталкивает. Что же это значит? Значит ли это, что искать красоту и избегать уродства? Нет. Это значит то, что надо искать того, что дает своим последствием красоту, и избегать того, что дает своим последствием уродство: искать добра... последствие будет красота... Уродство есть указание греха, красота - указание безгрешности - природа, дети.»

Л. Н. Толстой

 

«Ложь принимаете за правду и безобразие за красоту.»

А. П. Чехов

 

«Красота спасет мир.»

Ф. М. Достоевский


Что такое красота? Ответ на этот вопрос у каждого свой!
Красота - крайне абстрактное понятие. Можно определить только описательно - это совокупность неких качеств (как правило, визуальных), которые доставляют моральное удовлетворение индивидууму, воспринимающему эти качества.

Красота - это собирательный образ. Если имеется в виду внешность, то красота складывается не только из приятных черт лица и гармоничной фигуры, но и поведения, речи и общего образа человека.

Красота - это объективная совокупность моральных качеств и физических черт какого-либо субъекта, способная вызывать положительные эмоции, выражающиеся в эстетическом восхищении и искренней симпатии.



Багазеева Елена, 10 класс
 
Шарада

С тех пор, как я научилась читать, словесные головоломки являлись для меня приятным времяпровождением, ведь таким образом я узнавала много нового. Однажды, разгадывая очередной журнал, я заметила в нем новые упражнения, они необычно выглядели и размещались под общим заголовком - шарады. С таким видом заданий я никогда не сталкивалась и решила узнать, каким же именно образом они решаются. В энциклопедии "Кругосвет" нашлось такое определение:
Шарада (франц. charade) - один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.
В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.
Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:
Мой первый слог - бумаг большая стопка.
Японцы из второго гонят водку.
А в целом - дерева стройнее
Не знает ни одна аллея.
(кипарис)
Со стенки светит первый слог,
Наездник мчится на втором,
А третий (кто б подумать мог?)
В славянской азбуке найдём.
А в целом неприятен он,
Его преследует закон.
(браконьер)
Мой первый слог - это предлог,
Согласья знак - второй мой слог,
Мой третий слог - судьбина злая,
Всё вместе - в праздник получаем.
(подарок)
Первый слог для измеренья круга нужен,
Два вторых совместно значат "век".
В целом - огнестрельное оружье,
Лучше б не владел им человек.
(пистолет)
Вот ворона закричала -
Мы услышали начало.
На болоте - завершенье.
В целом - мастера творенье.
(картина)
Оказалось, что слово "шарада" имеет и переносное значение, обозначая просто загадку, тайну. Именно в этом смысле Лермонтов употребляет это слово в своей пьесе "Маскарад":
Одно лишь странно мне, как я найти могла ее браслет. Так! Нина там была - и вот разгадка всей шарады. Лермонтов.
Также, мне удалось выяснить, что первые шарады появились еще в Древнем Риме, но особенно их полюбили в XVIII веке. К тому же, часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,
- Есть первое мое.
Знак в азбуке безгласный
- Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.

(Ответ: Моль-ер.)

 

ШАРА'ДА, ы, ж. [фр. charade].
Загадка, в к-рой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из к-рых представляет собою отдельное слово, напр. первая часть - геометрическая фигура, вторая - подземное царство, третья - начальная буква алфавита; целое "шар-ад-а". || Вообще - загадка, тайна. - Одно лишь странно мне, как я найти могла ее браслет. Так! Нина там была - и вот разгадка всей шарады. Лермонтов.
толковый словарь русского языка Ушакова
В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17-18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок)