Руководство. Педагогический состав

Четвертый апельсин и его музыка

Открытый урок по музыке:

 Четвёртый апельсин и его музыка

 (Жизнь и творчество С.С.Прокофьева)

 Для  учащихся 3-4 классов

(В рамках Погружения в эпоху “Серебряный век”)

 

 Цель урока:

знакомство с музыкальной  культурой периода 1900-1917 года.

Задачи:

l  Научить детей исполнять произведения С.С.Прокофьева и через исполнение глубже проникнуться мелодикой композитора и духом его времени.

l  Способствовать воспитанию любви к классической музыке и в частности, к музыке С.С.Прокофьева.

l  Научить детей определять характер звучащей музыки, инструменты симфонического оркестра.

l  Учить детей культуре поведения на сцене и культуре поведения как слушателя.

l  Расширить музыкальный кругозор учащихся..

 

Инструменты и материалы:

 Фортепиано, магнитола, мультимедийный  видеопроектор, диски CD, DVD, ноты произведений С.С.Прокофьева.

Тип урока:

 беседа-концерт с выполнением  заданий.

  

 

Ход  урока:

 Учащиеся 3 и 4 классов входят в зал под марш  С.С.Профьева из оперы “Любовь к трём апельсинам”.(Приложение 1).

Учитель. Ребята, кто слышал ранее музыку, под которую вы вошли?

Дети. Это марш.

 

Учитель. Да, это марш из оперы “Любовь к трём апельсинам” С.С.Прокофьева, великого русского композитора, классика 20 века. (На экране демонстрируется портрет композитора работы П.П.Кончаловского).И наш урок называется “Четвёртый апельсин и его музыка”. Почему такое название, вы поймёте позже. Рассказывает художественный руководитель Центрального детского театра Наталья Ильинична Сац: “ Неповторимая необычность Сергея Сергеевича проявлялась даже в его внешнем облике, манере себя держать. Красно-рыжие немногочисленные волосы, гладкое румяное лицо,”лёд и пламень”в глазах за стёклами очков без оправы, редкая улыбка, песочно-рыжий костюм. “Он похож на четвёртый из своих трёх апельсинов”, - сказала одна озорная актриса. К моему ужасу,  кто-то передал это Сергею Сергеевичу, но унего был такой запас юмора, что он только громко рассмеялся”. Произведения Прокофьева отличаются особым характером музыкального содержания. Об этом хорошо сказал Д.Б.Кабалевский: “Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки 20 века. Его творчество напоено могучей жизненной силой, ослепительным светом, проникнуто безграничной любовью к жизни, к человеку, к природе. Даже в самых печальных, в самых драматически-напряжённых трагедийных страницах его музыки, где тучи сгущаются порой чуть ли не до сплошной черноты, мы всегда чувствуем. что где-то там, за этими тучами, продолжает светить солнце, и оно обязательно снова засияет над нами, обязательно восторжествует над любой непогодой”.

Творчество Прокофьева многогранно, его музыка поражает богатством образов: трагедия и комедия, человеческое горе и радость, слёзы и смех. В его сочинениях оживают перед нами русская история ( в кантате “Александр Невский”, опере “Война и мир”, в музыке к фильму “Иван Грозный”), современность ( опера “Повесть о настоящем  человеке”), трагедия ( балет “Ромео и Джульетта”) и сказка (балет “Золушка”, опера “Любовь к трём апельсинам”, вокальная сказка “Гадкий утёнок”). Прокофьев писал сложнейшие произведения для взрослых и – детскую музыку. С детства в нём удивительно сочеталось серьёзность. усидчивость, любовь к труду – и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.

   Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии. Отец его – Сергей Алексеевич – был учёным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. Музыку он слышал в доме  с самого рождения. Мать Мария Григорьевна хорошо играла на фортепиано и стала его первой учительницей. (На экране фото семьи). В 5 лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску под названием “Индийский галоп”, а в девять он начал писать оперу “Великан” на собственный сюжет.(На экране детская фотография композитора). В 1904 году Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Вступительный экзамен прошёл блестяще. Проёмная комиссия была восхищена музыкальными способностями, а также “солидным” грузом сочинений, который принёс с собой тринадцатилетний композитор.”Я вошёл, - рассказывает Прокофьев, - сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. “Это мне нравится!” - сказал Римский-Корсаков, который вёл экзамен.

 Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции в 18 лет, а пятью годами позже – как пианист. Ему присудили золотую медаль и премию имени А.Рубинштейна – рояль. В последу.щие годы Прокофьев много сочинял, выступал в концертах как пианист и дирижёр.(На экране фотография композитора у рояля, 1910 год).Уже ранние сочинения Прокофьева поражают необычной яркостью образов. Людям, привыкшим к мелодическому  разливу концертов Рахманинова,к изяществу и нежности музыки Шопена, трудно было сразу понять и оценить сочинение Прокофьева. В нём была новая красота – красота смелой спортивной игры, дерзкого шествия молодости, крепкого стального ритма.. Прокофьев сознавал, что открывает “новые берега” в музыке.Уверенность в себе, а также чувство юмора помогали ему переносить насмешки и брань иных критиков.В сложные переломные предреволюционные годы Прокофьев восстал против искусства изнеженного, расслабленного. Он отстаивал искусство деятельное, порой намеренно резкое, здоровое и обжигающе солнечное.

 

   А сейчас мы познакомимся с несколькими произведениями Прокофьева. (учитель раздаёт листочки с названиями этих произведений . (Приложение 2), а вы отмечайте характер музыки. Цикл пьес для фортепиано “Детская музыка”был задуман как история одного дня из жизни ребёнка.  Первая пьеса “Утро”. Картина утреннего рассвета раскрывается постепенно, с каждой музыкальной фразой. Ритм равномерный, плавный. Всё затаилось в ожидании рождения дня. И вот постепенно природа пробуждается и звучит гимн поднимающемуся солнцу. (задание поднять руки, когда зазвучит гимн), (звучит пьеса “Утро”. Приложение 3).

Учитель. Какой характер музыки? ( На экране в помощь детям слова, характеризующие музыку).

Дети. Спокойный, светлый.

Учитель. Композитор написал  цикл из 20 пьес для фортепиано под названием “Мимолётности”, каждая из них представляет собой какой-нибудь образ или сценку. (Преподаватель исполняет  Мимолётность №10, си-бемоль минор. Приложение 4). Какой характер у этой музыки?  ( На экране в помощь детям слова, характеризующие музыку).

Дети. Игривый. озорной.

Учитель. С.С.Прокофьев написал симфоническую сказку “Петя и волк” на собственный текст. В ней детям предлагается познакомиться с основными инструментами оркестра. Эту сказку вы слушали в конце 2 класса и я напомню вам её начало, где играют отдельные инструменты. (Звучат темы из сказки, одновременно на экране демонстрируются инструменты).А сейчас мы проведём маленькую викторину: на листочке отмечайте темы, которые будут звучать и напишите какой инструмент её исполняет. В конце урока я соберу ваши работы, проверю и выставлю оценки за урок.(Дети выполняют задание).

 

Учитель.С.С.Прокофьев очень любил русские народные мелодии, он их собирал, записывал и делел обработки. И сейчас 3 класс споёт русскую народную песню “Зелёная рощица” в обработке С.Прокофьева. (3 класс поёт. Приложение 5).

Какая по характеру эта песня?

Дети. Задумчивя., печальная,певучая.

Учитель. Ева Москаленко. ученица 2 класса споёт для вас песню “На горе-то калина”.(Приложение6).

Какой характер у этой песни?

Дети. Плясовой, озорной, радостный.

Учитель.В нескольких произведениях Прокофьева нашли отражение важные события отечественной истории. Это музыка  к кинофильму”Александр Невский”. Позже композитор создал из этой музыки кантату “Александр Невский”  А что такое кантата?

Дети: кантата – это многочастное произведениедля хора, солистов и симфонического оркестра.

Учитель. В фильме отражена героическая борьба дружины Александра Невского с рыцарями-крестоносцами. Мы познакомимся с 4 частью, с хором “Вставайте, люди русские”. (На экране демонстрируются кадры из фильма ).

Какой характер музыки?

Дети. Призывный. боевой, героический.

Учитель. А теперь споём обе темы этого хора. (Дети поют, на экране демонстрируются слова. Приложение 7).

 Композитор Прокофьев не только обрабатывал народные песни, но и сочинял свои в духе народных. Как вы, ребята. думаете,   похожи эти две темы на народные мелодии?.

Дети. Похожи.

Учитель. “Я очень люблю мелодию, - писал Прокофьев, считаю её самым важным элементом в музыке...” Действительно, мелодии Прокофьева просты и понятны и вместе с тем насыщенные, яркие и широкие. И такая мелодия  в “Вальсе” в конце 1 действия в балете “Золушка” (звёзды несут Золушку на бал). Широкий диапазон вальсовой мелодии, гибкой, певучей, стремительно восходящей. она словно парит в космическом пространстве. Романтическая музыка светла и взволнована. Она передаёт состояние Золушки, предчувствующей осуществление мечты. Прокофьев назвал этот вальс “Навстречу счастью”. (На экране демонстрируется  вальс с DVD диска).

    Итак, мы сегодня познакомилимь с жизнью С.С.Прокофьева,  вспомнили инструменты симфонического оркестра, соприкоснулись с некоторыми произведениями композитора и увидели, что Сергей Прокофьев писал самую разную музыку по жанрам и содержанию, он передал в своём творчестве чувства современников, исторические события и веру в победу светлого начала в жизни.

Учитель собирает работы детей, звучит марш из оперы “Любовь к трём апельсинам”. дети выходят из зала.

 

Литература:

 1.Н.П.Савкина. Сергей Сергеевич Прокофьев. Музыка, М., 1981.

2.Сергей Прокофьев. Альбом. Музыка, М., 1965.

3.И.Прохорова, Г.Скудина.Советская музыкальная литература. Музыка,М., 1980.

4.С.Прокофьев. Избранные фортепианные произведения. Музична Украина, Кинв, 1981.

5.Сергей Прокофьев. Русские народные песни.Советский композитор, М., 1962.

6. С. Прокофьев. Мимолётности для фортепиано.Русская антреприза, М., 1991.

7.И.О.Аверьянова. Отечественная музыкальная литература 20 века. М., Музыка, 2005.