Руководство. Педагогический состав

"Эхо прошедшей войны"

 " Эхо прошедшей войны"

для детей 1 – 4 классов

(в рамках недели кафедры общего и эстетического развития) 

Цель урока:

знакомство с песнями военных лет.

Задачи:

1.Научить детей исполнять песни о войне и через исполнение глубже проникнуться мелодикой, содержанием песен и духом того времени.

2.Способствовать воспитанию любви к Родине через мызыку войны.

  1. Учить детей культуре поведения на сцене и культуре поведения как слушателя.

  2. Расширить музыкальный кругозор учащихся..

     

Инструменты и материалы:

 Фортепиано, магнитола, мультимедийный видеопроектор, диски CD, DVD, ноты песен.

 Тип урока:

 беседа-концерт с элементами игры.

 Ход урока:

    Учащиеся 1-4 классов входят в зал.

    Звучит песня “Священная война”, музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

 

Учитель. Какая песня сейчас прозвучала и о чём она?

Дети. Эта песня о войне, она зовёт людей встать на защиту Родины от фашистов.

Учитель. Песня называется “Священная война”, её написали композитор Александр Васильевич Александров и поэт Лебедев-Кумач. Она возникла в первые дни Великой Отечественной войны, в конце июня 1941 года, и вскоре была исполнена в Москве перед воинами, уходившими на фронт. Всю войну “Священная война”ежедневно звучала по радио, её пели солдаты и труженики тыла.. В песне слились гнев народа, его ненависть к фашизму и решимость вступить в священную борьбу за Родину. Энергичная мелодия, чёткий ритм при умеренном темпе придают песне черты марша, хотя её размер три четверти. (Приложение 1, учитель разучивает 1 куплет песни с детьми и потом поют под аккомпанемент караоке).

Учитель. Песня имела огромное значение в суровую эпоху войны. Всюду и везде, в самой различной обстановке, - в бою, в походе, на коротком привале, в госпитале, в эшелоне, следующем на фронт, - песня становилась верным другом и спутником защитников Родины.

Песня “Катюша”, написанная композитором М.Блантером и поэтом М.Исаковским ещё до войны, продолжала жить в военные годы. Именем героини этой песни солдаты прозвали реактивные миномёты – грозное оружие Красной Армии. В годы войны “Катюша” приобрела особое значение за рубежами нашей Родины. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали “Катюшу” своим гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах Сопротивления.. Во время войны на музыку этой песни написано много других текстов. Например, на стихи красноармееца Григория Пономарёва в минуты отдыха бойцы пели такую песню:

 

Маскируют яблони и груши

Боевой рубеж наш над рекой.

За рекою грянула “Катюша”

По врагу лавиной огневой.

 

Раскатилось громовое пенье,

Эта песня сердцу дорога:

С ней смелее ходим в наступленье

И громим уверенней врага.

 

Наша смелость вражью силу сломит,

Победим в великой мы войне.

О “Катюше нам тогда напомнит

Гром весенний в тихой стороне.

 

(Приложение 2, дети поют “Катюшу” под аккомпанемент фортепиано).

 

Учитель. Среди песен военной поры много лирических песен. Солдата согревали воспоминания о любимой, которая ждёт его. (4 класс поёт песню “Моя любимая”, музыка Блантера, слова Долматовского. Приложение 3).

Учитель. Наши воины очень ждали писем от своих родных и любимых.. Весточки от них помогали переносить все тяготы войны, трудности и лишения. фронтовой жизни. Своё личное счастье они воспринимают в неразрывной связи и единстве со счастьем Родины, с победой над врагом. Об этом песня на музыку Е.Петерсбургского, слова Я.Галицкого и М.Максимова “Синий платочек”(поёт 1 класс, приложение 4).

Учитель.В лирических песнях боец мысленно переносится в пору довоенной счастливой жизни. Образы родной природы и близких людей укрепляют его волю и мужество, наполняют еого светлыми надеждами на радостный и счастливый день. Об этом песня композитора Соловьёва – Седого и поэта Фатьянова “Соловьи”. Два года назад, в день 60-летия Победы, в Москве, на Поклонной горе, состоялся концерт, посвящённый этому юбилею . Песню “Соловьи” поёт Николай Басков (на экране демонстрируется песня).

Учитель. Песня, о которой пойдёт речь, была задумана в Берлине, весной 1945 года.. По всей линии фронта шли тяжелейшие бои. Но настроение у всех – от рядового бойца до командарма. - было приподнятое. И Матвею Блантеру, который в это время был вместе с 8 гвардейской армией, глядя на счастливые и в то же время усталые лица солдат-победителей, захотелось написать песню о том, как солдаты вскоре будут возвращаться домой. (2 класс поёт “Солнце скрылось за горою “, музыка Блантера, слова Коваленкова. Приложение 5).

Учитель. Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, шли вместе, нога в ногу с конкретными событиями того героического времени. Песни о минувшей войне, созданные в наши дни, отличаются от них..

Их авторы имеют возможность как бы с “высоты”последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни-воспоминания, песни-раздумья, песни-память. В них рассказывается о далёких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях-однополчанах, о фронтовой дружбе.

(3 класс поёт песню “Солдаты идут”, музыка К.Молчанова, слова М.Львовского. Приложение 6).

Учитель.Победа – это не только радость, но искорбь. Сколько матерей плакали по сыновьям, сколько жён не дождались мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли. (на экране песня “Молитва”, слова и музыка Доровских в исполнении Людмилы Гурченко).

Учитель.”Когда я писал это стихотворение, то совсем не думал, что когда-нибудь оно станет песней...”-эти слова принадлежат дагетанскому поэту Расулу Гамзатову, и говорит он о песне “Журавли”, которую без преувеличения можно назвать одной из самых популярных и любимых песен миллионов людей. Музыку написал Ян Френкель по совету певца Марка Бернеса, одного из лучших в те годы исполнителей советских песен. (на экране демонстрируется песня “Журавли” в исполнении Валерия Леонтьева).

Учитель. Ребята, на этом уроке и на предыдущих уроках вы узнали много песен о войне. Сейчас мы проведём викторину по угадыванию этих песен между классами. На фортепиано прозвучат пять песен. Каждому классу надо записать на листочке название песни. Правильно угаданная песня оценивается в один балл. (проводится викторина, далее определяются победители).

Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с новыми песнями о войне,с их содержанием и мелодией, композиторами и поэтами, исполнителями, некоторые песни научились петь сами. Я надеюсь, что вы продолжите изучение песен о войне дальше самостоятельно. Урок я хочу закончить песней “День Победы”, музыка Тухманова, слова Харитонова.(на экране демонстрируется песня в исполнении Льва Лещенко и академического ансамбля песни и пляски ВВ МВД).

 

Литература:

 

1.Автор-составитель А.Лукьянов.Эхо прошедшей войны. Из-во “Музыка”, Москва, 1983.

2.Составитель П.Лебедев. В боях и походах..Из-во “Советский композитор”, Москва, 1975.

3.День Победы. Песни великого подвига. Из-во “Художественная литература”, Москва, 1985.

4.В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература, из-во “Музыка”, Москва, 1976.