Руководство. Педагогический состав

«Николаевская Россия»

 Народная песня и Глинка М.И.

Открытый урок в рамках погружения в эпоху

«Николаевская Россия»

Урок проводился с учащимися 5 класса

 Цель урока:

знакомство с музыкальной культурой первой половины 19 века.

Задачи:

  1. Познакомить детей с фрагментами биографии композитора Глинки М.И.
  2. Изучать творческое наследие Глинки М.И.
  3. Пробудить интерес к народной песне.
  4. Воспитывать любовь к классической музыке.
  5. Установить интонационную связь народных песен и произведений Глинки.

Инструменты и материалы:

Фортепиано, видеомагнитофон, магнитофон, мультимедийный видеопроектор.

Тип урока: беседа-концерт.

 Ход урока:

Учитель. Михаил Иванович Глинка (на экране портрет Глинки) - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он является основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.

В 1804 году, в селе Новоспасском Смоленской губернии родился мальчик, который стал впоследствии замечательным музыкантом, гордостью русской музыки. Был он в детстве слабым и болезненным ребёнком. Первые годы жизни провёл в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. А песнями было полно всё вокруг! В зимние вечера при потрескивании лучины или под мерное жужжание веретена запевают их в девичьей. По весне песни несутся с заречных лугов. Песни звучат и на сельских посиделках, и в хороводах на вольном воздухе, и в крестьянских избах, и уж, конечно, песни поёт своему любимчику няня Авдотья Ивановна. Голос у неё низкий, звучный и вместе с тем мягкий-мягкий, будто бархатный. Каждое слово, каждый звук её песни глубоко западает в сердце мальчика.

В домашнем быту у родных Глинки часто звучала музыка. У его дяди. Афанасия Андреевича Глинки, жившего неподалёку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка - душа моя», - сказал он однажды.

Оркестр дяди исполнял разнообразные произведения. Были среди них и русские народные песни. Вспоминая свои детские впечатления, Глинка писал: «.. .может быть эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первой причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку».

Михаил Иванович создавал свою музыку на основе подлинных народных песен и сочинял свои мелодии в духе народных.

Одно из замечательных произведений Глинки для симфонического оркестра - это вариации на две русских народных темы под названием симфоническая фантазия «Камаринская». Было время - Глинка сочинил как -то на мотив плясовой песни «Камаринская» пьесу для фортепиано, но не понравилась она ему и в досаде Глинка даже уничтожил ноты. А теперь снова и снова звучит в ушах эта песня, и некуда от неё деваться:

« Ах ты, вражий сын, комаринский мужик, Он не хочет своей барыне служить!»

Напев песни быстрый, плясовой (концертмейстер играет его на фортепиано). Но замысел «Камаринской» всё ещё остаётся замыслом: не хватает какого-то необходимого звена.

Ходил Михаил Иванович по своей комнате, размышляя под пение птиц, которыми заселил своё жилище, когда жил в Варшаве, и как часто бывало, вспомнились ему песни няньки Авдотьи. Летели ему песни целой стаей. Потом отделилась от стаи старая знакомка:

Из-за лесу, лесу тёмного,

Из-за гор, гор высоких гор

Летит стадо лебединое,

А другое гусиное...

Запевает песню Авдотья - и как живая встаёт в песне лебёдушка, что отстала от стада лебединого да пристала к чужому стаду гусиному. Лебёдушка - это невеста, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая женихова родня.

Напев этой песни задумчивый, лирический (исполняется на фортепиано). В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, нарисовал картину праздника. Сопоставление неторопливой лирической, а затем весёлой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении. Глинка умело применил подголосное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству. (дети слушают «Камаринскую).

Впоследствии подголосочное и вариационное развитие мелодии использовали и другие русские композиторы. Не случайно Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как дуб в жёлуде».

Глинка говорил: «Только тот русский композитор, который в совершенстве овладеет всем богатством родной русской песни, будет свободно говорить в музыке по-русски!» Для того копит и копит Глинка в своей памяти сокровища родной песенности

Как в детстве сжился он с крестьянской песней, так теперь породнился и с песнями русского города. Одной из любимых песен в народе была песня «Среди долины ровныя». (Класс поёт песню. Приложение 2. На экране картина).

 О чём эта песня?

Дети: одиночество, тоска вдали от дома).

Учитель: какая мелодия песни?

Учитель: Глинка сочинил на тему этой песни вариации «Среди долины ровныя» для фортепиано. Послушайте вариации и позже ответьте на вопросы: сколько в произведении вариаций и изменился или нет характер песни? (учитель играет на фортепиано вариации. Приложение 3).

Учитель: отвечаем на вопросы.

Дети: всего пять вариаций. Мелодия песни изменилась. Она звучит то игриво и танцевально, то задумчиво и певуче, то энергично и решительно в конце.

Учитель: Глинка писал так же романсы и песни, их 80 и они являются гордостью русской классики. Сам Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса. Его романсы искренни и просты, всегда с песенной, выразительной мелодией. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Несколько романсов композитор написал на стихи своего друга, литератора, поэта, журналиста Нестора Васильевича Кукольника (на экране портрет поэта).

  Они составили цикл «Прощание с Петербургом». Как воспоминание о родных просторах, о привольных птичьих песнях звучит «Жаворонок» в исполнении детей 5 класса. (Приложение 4. На экране чередуются пейзажи русских художников).

 Учитель: похож этот романс на народную песню и чем?

Дети: похож протяжностью, выразительность, распевностью.

 Учитель. Создать для театра истинно русскую оперу было заветной мечтой Михаила Ивановича.. Сюжет для оперы подсказал ему поэт Василий Андреевич Жуковский. Это подвиг костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году. Он завёл отряд поляков в непроходимую лесную глушь и сам погиб там. Глинка усматривал в героическом поступке простого человека проявление силы и любви к Родине всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

С большим успехом была исполнена опера Глинки 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге (на экране Большой театр).

  Передовые люди русского общества высоко оценили её. Зато аристократическая публика насмешливо называла музыку «ямщицкой», «кучерской». Потому, что зрители привыкли видеть на сцене таинственные средневековые замки, рыцарей, закованных в латы, королей с их пышной свитой. А опера Глинки рассказывает о простых крестьянах, звучат мелодии, похожие на народные песни, хотя их сочинил сам композитор.

В начале оперы звучит два хора - мужской и женский. По словам Глинки, мужской хор передаёт «силу и беззаветную неустрашимость русского народа». Мелодия его близка к русским народным песням - старинным молодецким и солдатским. (Дети поют начало хора «Родина моя». Приложение 5).

Мелодия женского хора оживлённая и светлая, близка к весенним хороводным песням, напев подвижный с плясовым притопыванием. (Дети поют хор «На зов своей родной страны». Приложение 5). Далее смотрим видеозапись сцены из спектакля Петербургского Большого театра, который состоялся в 1998 году.

Учитель. В Москве на Красной площади народ празднует победу над врагом. В заключительном хоре «Славься» народ славит родную землю и погибших героев, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским, отстоявших свободу Руси. Музыка величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна. (Дети смотрят видеозапись хора и и потом поют сами. Приложение 6).

Учитель. Итак, мы познакомились с некоторыми произведениями основоположника русской классической музыки М. И. Глинки. Его музыка задевает струны сердца русского человека потому, что каждый её звук воскрешает в памяти родные напевы. Сам композитор говорил: «Я глубоко убеждён, что музыку создаёт народ. Мы же, композиторы, только разрабатываем эти сокровища».

Литература:

1. В. А.Васина - Гроссман. Михаил Иванович Глинка. Из - во «Музыка», Москва, 1979.

2. .Е. Канн - Новикова. Маленькая повесть о Михаиле Глинке. Москва, «Музыка», 1987.

3. Жизнь замечательных людей. Челябинск, «Урал ГТВ», 1998.

4. Э. Смирнова. Русская музыкальная литература. Из - во «Музыка»,Москва, 2002.

5. М. Е. Зеленина, Е. Е. Левина. Русская классическая музыка. Из - во «Книга», Москва, 1971.

Картины на видеопроекторе:

1 .Апполинарий Васнецов. Вид усадьбы.

2. Исаак Левитан. Берёзовая роща.

3. Иван Шишкин. Цветы на опушке леса.

4. Иван Шишкин. Дубы. Вечер.

5.Иван Шишкин. Среди долины ровныя.