Руководство. Педагогический состав

“Волшебное вдохновение”

 Откр ытый урок по музыке:

 Волшебное вдохновение”

(Песня, марш, танец и музыка для детей П.И.Чайковского))

 для учащихся 1-4 классов

(В рамках Погружения в эпоху “Православие, Самодержавие,

Народность...”, 2 половина 19 века)

 Цель урока:

знакомство с музыкальной культурой второй половины 19 века.

Задачи:

  1. Научить детей исполнять произведения П.И.Чайковского и через исполнение глубже проникнуться мелодикой композитора и духом его времени.
  2. Способствовать воспитанию любви к классической музыке и . в частности, кмузыке П.И.Чайковского.
  3. Научить детей определять основные жанры в музыке.
  4. Учить детей культуре поведения на сцене и культуре поведения как слушателя.
  5. Расширить музыкальный кругозор учащихся.

  Инструменты и материалы:

Фортепиано, магнитола, мультимедийный видеопроектор, диски CD, DVD, портрет композитора, ноты произведений Чайковского.

Тип урока:

 беседа-концерт с элементами игры.

 Ход урока:

 Дети 1-4 классов входят в зал под музыку Чайковского “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”

Учитель. Какая музыка сейчас звучала?

Дети. Вальс цветов из балета Чайковского “Щелкунчик”.

Учитель. Да, эту сказочную, волшебную музыку создал

Пётр Ильич Чайковский и тема нашего урока “Волшебное вдохновение. Мы будем говорить о жизни и творчестве П.И.Чайковского.(запись на доске). Его имя особо выделяется

среди русских композиторов 2 половины 19 века. (на экране картинка 1).

Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его захватывают и волнуют всех людей.

    Своё искусство Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, борьбе со злом.

    П.И.Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале, в небольшом г. Воткинске,где его отец, горный инженер, был директором завода. Пётр Ильич вспоминал тихие летние вечера в Воткинске, где он с сестрой Сашей и братьями Колей и Ипполитом и любимой гувернанткой Фанни Дюрбах, любуясь красивым заходом , слушал нежные и грустные народные напевы. Первые уроки музыки с горячо любимой “ мамашечкой” Александрой Андреевной, показавшей ему ноты и научившей играть на рояле. Пение матери и любительский кружок сослуживцев отца, в котором сам Илья Петрович играл на флейте.(на экране картинка ( семьи).

 Пётр Ильич уже сам в 5 лет любил “фантазировать “ на рояле. Ему казалось, что сочинять он стал с тех пор, как узнал музыку. Звуки музыки он слышал постоянно и тогда, когда никто другой не слышал. Однажды после какого-то праздника, когда все уже легли спать, Фанни Дюрбах застала его в слезах: “О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от неё! Она у меня здесь. здесь, - рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, - она не даёт мне покоя!”

Когда Пете исполнилось 10 лет,семья переехала в Петербург и он стал учиться в Училище правоведения. Именно здесь он начал серьёзно заниматься музыкой, которая преподавалась для всех желающих (на экране картинка).

После окончания Училища он прослужил 3 года в Министерстве юстиции, но служба не привлекала Петра Ильича, он закончил Петербургскую консерваторию и свою жизнь он посвятил только музыке (на экране картинка).

Пётр Ильич написал много серьёзной музыки: оперы, балеты, симфонии, произведения для фортепиано, романсы.

Но и много сочинил для детей. И прежде всего это “Детский альбом” (показать книгу) – это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. Первое издание датировано 1878 годом и осуществлено основателем и владельцем крупнейшей музыкально-издательской фирмы в России Петром Ивановичем Юргенсоном , большим другом и почитателем таланта П.И.Чайковского (на экране картинка).

 “Детский альбом “ посвящён Володе Давыдову.

Кто такой Володя Давыдов? А всё очень просто. В 1877 году Пётр Ильич приехал отдохнуть к своим родственникам в с. Вербовка, где его маленький племянник с трудом осваивал игру на фортепиано. Сидя на веранде за чаем Пётр Ильич слышал как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый “пианист”. Ему стало жалко малыша, и он решил написать для него лёгкие фортепианные пьесы, разнообразные по характеру. В каждой пьесе слышится один из основных жанров. Какие это жанры?.

Дети. Песня, марш, танец.

Учитель.Правильно и поэтому второе название нашего урока “Песня, марш, танец и музыка для детей П.И.Чайковского”.Слушая музыку, мы прведём конкурс: каждый класс будет отмечать на листочке к какому жанру относится произведение. В конце урока мы подведём итоги. Слушаем 1 пьесу из альбома (учитель включает магнитолу, звучит “Утренняя молитва”).

Учитель.Поставьте на листочке отметку о жанре. Какой это жанр?

Дети. Песня.

Учитель. Художница Вера Павлова сделала иллюстрации к каждой пьесе, а поэт Виктор Лунин написал стихи (на экране художница и поэт).

 И сейчас вокальная группа девочек споёт “Утреннюю молитву” (приложение 1). Девочки поют ( на экране иллюстрация к музыке):

Дети слушают пьесы и определяют жанр, отмечая на листочке. Звучит “Марш деревянных солдатиков” (на экране картинка).

 (Дети определяют, что это марш, учитель называет пьесу. Далее звучит “Новая кукла”. На экране иллюстрация, дети определяют. что это вальс).

Ученица 4 класса Крузе Юля исполняет на фортепиано “Старинную французскую песенку”(приложение2).

Учитель. Поэт Виктор Лунин умудряется поместить в 16 строк старинню французскую легенду о рыцаре Ланселоте и его возлюбленной Элейне. (поёт ученица 2 класса Дубровина Лида.

на экране картинка).

 (Далее звучит “Полька”. Дети определяют жанр.

Карташова Лиза и Березовский Андрей танцуют польку под музыку Чайковского. Наэ кране картинка).

 Учитель. Жанры в музыке могут и соединяться. (Звучит “Итальянская песенка”. Дети определяют. что в ней соединились песня и танец. 3 класс поёт”Итальянскую песенку”. Приложение 3. На экране картинка).

(Далее звучит “Немецкая песенка”. Дети отмечают, что в ней соединились песня и танец. 2 класс поёт песню. Приложение4. На экране картинка).

 Учитель. Пётр Ильич для детей сочинил балет “Щелкунчик”. Что такое балет?

Дети. Это спектакль, где танцуют.

Учитель. Балет – это спектакль. в котором объединяются музыка, танец, сценическое действие. Чувства героев и сюжет раскрываются с помощью танца.

Основой для балета “Щелкунчик” послужила сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которве приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки.

Как часто бывает в сказках, реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой. Назовите реальных персонажей сказки.

Дети. Маша, её брат и их родители, гости, старый фокусник.

Учитель. Назовите сказочные персонажи.

Дети. Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей.

Учитель. В балете 2 действия. Смотрим на DVD Марш из 1 действия балета.Какие жанры здесь соединяются?

Дети. Марш и танец.

Учитель. После того,как Маша спасла Щелкунчика, бросив туфлю в короля мышей, Щелкунчик превращается в принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Смотрим на DVD “Вальс снежинок”. Какие жанры здесь соединяются?

Дети. Танец и песня.

(Далее учитель подводит итоги конкурса , предварительно поручив другому учителю, присутствующему на уроке, проверить листочки).

Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с жизнью и музыкой для детей замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского. И мы услышали и увидели, что она состоит из трёх основных жанров – песни . марша и танца, либо соединяет в себе эти жанры.

(Под звуки “Вальса цветов” дети выходят из класса).

 Литература:

 1.П.И.Чайковский. Детский альбом. АО “Скорпион”, 1994.

2.Б.С.Никитин. Чайковский. Старое и новое. Из-во “Знание”, М., 1990.

3.Г.А.Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. , М., Музыка, 1990.

4.Э.Смирнова. Русская музыкальная литература, из-во “Музыка”, М., 2002.

5.В.Владимиров, А.Лагутин. Музыкальная литература, из-во “Музыка”, М., 1976.