Руководство. Педагогический состав

Статья

Нетрадиционные подходы к оздоровительной организации современного урока иностранного языка

Поспелова Е.А.

Частное общеобразовательное учреждение  гимназия   «Томь» 

634041 г.Томск  ул. Карташова 68/1  тел.43-03-34E-mail : office@gymn.tom.ru  

 

   «Забота о здоровье ребёнка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к  режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

                                                                                               В.А.Сухомлинский.

Что является центром притяжения учителя? – РЕБЁНОК со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, ценное на земле,-такова педагогическая философия. Родители доверяют нам самое дорогое - своих детей, и  все наши планы и устремления должны быть направлены исключительно на ребёнка,  и, прежде всего, на сохранение его здоровья. Здоровье характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности. Здоровье ребёнка-это самая важная тема современного образования.  Здоровье школьников в настоящее время вызывает серьёзные опасения, как у родителей, так и у специалистов. Большую часть времени ребёнок в возрасте от7до 17 лет проводит в образовательном учреждении, и поэтому вопрос сохранения здоровья ребёнка должен стоять на первом месте перед каждым учителем. Современный учитель иностранного языка - это аналитик, психолог, воспитатель, экспериментатор, исследователь, педагог, владеющий педтехнологиями, и в первую очередь здоровьесберегающими технологиями. Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось сравнительно недавно. «Здоровьесберегающие технологии» не являются самостоятельной педагогической технологией, они выступают в роли качественной характеристики любой из них. Врач-психолог, профессор Н.К.Смирнов, считает, что образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.

Очень важно, чтобы ребёнок шёл с удовольствием на урок. Что же может способствовать развитию мотивации к изучению иностранного языка? Для правильной организации познавательно-развивающей деятельности необходимо создание организационно-педагогических условий, соответствующих задачам формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к изучению иностранного языка.

При рациональной организации современного урока иностранного языка, урок должен стать зоной психологического комфорта. Активность - основной принцип учебной  деятельности, выражающий активное проявление интеллектуальных и душевных сил ученика. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Именно в начале урока решаются  три основные задачи: а) создание положительного эмоционального фона ; б) постановка цели и ее мотивация ; в) формирование ориентировочной основы урока: выбор стратегий проведения занятия. В начале занятия  должно быть подчеркнуто значение темы урока для будущей деятельности ученика, ставится интересный захватывающий вопрос или задача, которой посвящен данный урок. Ребёнок должен быть в некотором смысле заинтригован предстоящим уроком.

  • В процессе обучения  иностранному языку необходимо применять инновационные технологии:
  • Педтехнологии, основанные на активизации и интенсификации учебной деятельности
  • Проблемное  обучение (нетрадиционные уроки, ролевые, ситуативные и деловые игры, тренинги, диспуты, «круглые столы», дискуссии).
  • Личностно-ориентированные технологии, дифференцированный подход к каждому ученику.
  • Рефлексивные технологии (включают учащихся в осознанную деятельность)
  • Технологии диалогового обучения и воспитания (направлены на взаимодействие учителя и ученика)
  • Информационно-коммуникативные
  • Технология коллективной творческой деятельности

Самой эффективных формой активации речемыслительной деятельности учащихся  на уроках иностранного языка является групповая форма работы,  которая позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личностей.

Следующим важным моментом, способствующим активизации и интенсификации деятельности, учащихся на уроке, являются игровые технологии. Дети отличаются естественной любознательностью, жадно впитывают всю окружающую их информацию и усваивают её, многократно проигрывая реальные жизненные ситуации. Таким образом, игра должна стать ведущей формой организации языковой деятельности. Организация языковой деятельности требует от учителя умения так построить учебное занятие, чтобы у детей оставалось чувство удовлетворения от совместной игровой деятельности со взрослым или друг с другом, а у учителя чувство  удовлетворённости от полученного конечного эффекта, выраженного в достижении им конкретных целей.

 Целесообразно, для развития мотивации, которая является основой здоровьесберегающих технологий, уроки иностранного языка  проводить в форме  нетрадиционных уроков (урок -беседа, урок-экскурсия, урок- виртуальное путешествие, урок-пресс-конференция , тренинги, диспуты, «круглые столы», дискуссии).

К технологиям личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам относится   метод проектов. С методической точки зрения для применения метода проетов на уроках иностранного языка необходима устная практика для участников группы и для каждого ученика, предоставление возможности мыслить и решать проблему и включение обучаемых в диалог культур. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность как средство межкультурного взаимодействия. Предметом речевой деятельности является мысль, а язык выступает средством формирования мысли. В этом и заключается специфика применения метода проектов на уроке иностранного языка.  Построить   проектную  деятельность  необходимо  таким образом, чтобы обучающиеся получали не только дополнительную информацию, но и учились применять её в жизни. В результате проектной и исследовательской деятельности создаются мини-сборники по культуре, сборники сочинений разных жанров, интеллектуальные игры и многое другое.

Тематика школьной программы позволяет создавать проекты, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Практика показывает, что применение компьютерных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. К числу таких преимуществ относятся интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.

Но нельзя забывать, что чрезмерное использование  компьютерных технологий пагубно влияет на здоровье ребёнка.

 Для достижения высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые бы снимали усталость.

  • Смена видов речевой деятельности. На протяжении урока иностранного языка число видов речевой деятельности должно варьироваться от4 до7.
  • Schmerzfragen (шуточные вопросы).
  • Песни.
  • Стихи,  рифмовки,  скороговорки .
  • Физминутки.

 

В связи с вышеизложенным, при подготовке и проведении урока иностранного языка, необходимо выполнять  методические рекомендации, соблюдение  которых будет направлено на сохранение физического и психического здоровья детей:

1.Планировать урок с учётом возрастных особенностей детей.

2.Использовать личностно-ориентированные технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектную методику, использовать новые информационные технологии,  интернет – ресурсы.

3.Обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

4.Проводить  нетрадиционные уроки( урок -беседа, урок-экскурсия, урок- виртуальное путешествие, урок-пресс-конференция , тренинги, диспуты, «круглые столы», дискуссии).

5.Использовать различные приёмы релаксации. (песни, считалки, рифмовки. физминутки, шутки и т.д.).

6.Организовывать работу над проектами, направленными на пропаганду здорового образа жизни.

7.Разнообразить формы и виды учебной деятельности учащихся на уроке, учитывая степень усталости.

8.При оформлении  доски, для выделения ключевых моментов, использовать цветные мелки.

9.Проводить гимнастику для глаз.

10.Проводить урок в темпе, позволяющем ученикам правильно, без особого напряжения, осваивать материал.

11.Соблюдать дозировку домашнего   задания.

 

 Список литературы:

 1.Маслыко и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск.: «ВЫШЕЙШАЯ ШКОЛА», 1999

2.Немецкий язык 7-8 классы. Внеклассная работа.Волгоград «Корифей»2007.

3.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ  №1 2000

4.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.  2000.  № 2, 3.

5.Руководящие и методические материалы для обеспечения детям российских немцев необходимых условий для изучения немецкого языка в семье, в детских учреждениях, в воскресных школах. Томское отделение межрегионального благотворительного фонда «Бильдунг».Томск 2010.