Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

Программа курса «Слово» для 6-7  классов.

Внеурочный гимназический спецкурс «Слово» предназначен для учащихся 6-7 классов, изучает Библию на культурологической и метапредметной основе, что отвечает требованиям ФГОС. Курс  включает в себя чтение некоторых сюжетов Ветхого и Нового Заветов, комментирование, анализ отражения этих сюжетов в литературе, живописи, иконописи и культуре.

Библия  в данном курсе подается как  неотъемлемая часть мировой  культуры. Акцент делается на гуманистический потенциал Библии, на заложенную в ней способность объединять людей в их нравственном поиске, в стремлении к интеллектуальному совершенствованию вне зависимости от их национальности и отношения к религиозной вере; на ее бесспорную общечеловеческую значимость, в том числе, как ключевого текста для понимания истории развития и содержания значительной части мировой культуры.

Изучение Библии должно быть представлено в средних классах до изучения систематической литературы. Дети в 6 классе входят уже в другую, не в языческую,  а в христианскую культуру. Дети 6-7 классов эмоционально чувствительны  и открыты к восприятию прекрасного и высокого. Изучение курса заканчивается создание исследовательской проекта и защитой его на конференции.

 СМОТРЕТЬ Спецкурс «Слово» для 6-7 классов

Программа спецкурса «Древнерусская литература» (8-9 классы)

Древнерусская литература в школьной программе 5-9 классов представлена весьма узко: одним - двумя произведениями в каждом классе. Это не даёт возможности учащимся составить целостную картину всего процесса развития жанровой системы и становления древнерусской литературы, из которой впоследствии родилась литература классическая. При таком подходе разрушается и воспитательное воздействие памятников литературы на школьников. В процессе работы над курсом выясняются основные метапредметные константы русской культуры, определившие развитие русской словесности от древних времен до современности.  Данная система уроков построена в соответствии с требованиями  Государственного образовательного стандарта.

Концепция программы – преодоление раздробленности курса древнерусской литературы, изучение литературных памятников древности с целью приобщения к истокам возникновения русской литературы.  В данном курсе вводятся как новые сведения, литературные факты, теоретические понятия, так и повторяются, углубляются и закрепляются уже известные ребятам понятия по литературе и истории, необходимые для более полного проникновения в эпоху Древней Руси.  В структуре системы уроков выделяются следующие основные блоки:

  1. Введение в историю древнерусской литературы.
  2. Литература Киевской Руси (XI-XIII) вв.
  3. Московская литература XIV-XV вв.
  4. Литература XVII века и кризис средневековой культуры.

 Программа спецкурса «Библейские мотивы в русской литературе»  (10-11 классы)

Профильный спецкурс для 10-11 классов рассчитан на 1 час в неделю.  Изучение литературы в старших классах, основанное на историко-литературном подходе, не подразумевает обращения к текстам Священного писания. Но писатели разных времён и народов использовали образы и сюжеты Библии в качестве основы своих рассказов, повестей, романов Система уроков не ставит целью дать “обзор”, а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих уроках ученики почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие поэтического языка Библии. На этих уроках учащиеся  смогут осознанно подойти к разговору о христианских образах и сюжетах, их отражении в русской литературе.

Таким образом, предметами, содержанием которых является духовно-нравственная и религиозная составляющая, охвачены все учащиеся от 1 до 11 класса. Для учебного плана небольшой гимназии - это существенно и отвечает задачам, поставленным в программе.

Обучение на этих курсах заканчивается исследовательской работой,  рефератом,  проектом  или участием в дебатах. 

СМОТРЕТЬ положение о Региональном конкурсе исследовательских работ «Библия как источник познания мира»

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?