Ты говоришь: не стоит делать усилий:
сколько ни делай, никогда не достигнешь совершенства.
Да ведь дело твое не в том, чтобы достигнуть совершенства,
а только в том, чтобы все больше и больше приближаться к нему.
Лев Толстой
Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем, а с 5 класса - учителем английского языка...
Первый урок английского языка в 5 классе школы № 18. В кабинет входит молодая, хорошенькая учительница, с густой, искусно заплетённой косой, одетая в умопомрачительный наряд. Ах, это леди Совершенство... сама Мэри Поппинс - моя любимая героиня из книги английской писательницы Памелы Трэверс!
«Меня зовут Зинаида Ивановна», - представилась она на английском языке. И ещё что-то говорила...
Такой удивительной показалась мне эта речь на незнакомом языке, завораживающей, зовущей в какие-то неведомые страны, что я замерла в восхищении и желании получить доступ в этот волшебный мир. Я ещё не ничего не знала о новом учителе, но уже была твёрдо уверена, что хочу быть похожей на неё - как она, учить детей путешествовать по незнакомой стране, как она, быть леди совершенство!
Мери Поппинс ведь тоже ничего о себе не рассказывает, она появляется из ниоткуда и уходит в никуда. При этом успевая открыть для читателей волшебный мир чудес и приключений.
После звонка я встала и громко объявила: «Я тоже буду учителем английского языка». Все рассмеялись, а учительница ободряюще улыбнулась и сказала: «О, ты так решительна! Я верю - у тебя получится, но придётся потрудиться...»
И все годы, до самого выпускного 10 класса, я была предана своему выбору и трудилась изо всех сил: готовилась к урокам так, что одноклассники обращались ко мне за помощью, как к настоящему учителю. участвовала в олимпиадах, ходила на встречи с носителями языка, словом, совершенствовалась, как могла, мечтая стать леди Совершенство.
Поэтому выбор факультета иностранных языков ТГПУ не стал для моих родителей неожиданностью, хотя они так мечтали для меня о карьере врача.
Пять лет я прилежно училась, и они пролетели незаметно - в 1980 году я окончила ТГПУ и определилась работать учителем английского языка в школу № 18 города Томска.
По логике развития событий дальше должны были начаться школьные будни.
Но не тут-то было! Судьба продолжала преподносить мне сказочные сюрпризы: как одна из сказочных героинь, на новом месте работы я встречаюсь со своей крёстной феей –
Зинаидой Ивановной Сперанской, такой же красивой, элегантной, только слегка поседевшей. Радости моей не было предела! И школьные будни превратились для меня в праздник общения со своим кумиром. Мы обсуждали языковые закономерности, разбирались в английской грамматике, выбирая лучшие формы и методы подачи материала школьникам. Мы проводили совместные мероприятия, анализировали успехи и неудачи, выстраивали новые траектории. Словом, Зинаида Ивановна научила меня всему, что знала сама, и приучила к саморазвитию и самосовершенствованию. И моя детская мечта стать леди Совершенство обрела реальные формы!
Что это значит? Я - хороший учитель: на своих уроках стараюсь развить способности каждого ребенка, вовлекая своих учеников в различные виды деятельности и давая им возможность попробовать себя в разных амплуа. Для меня каждый ребёнок - личность, поэтому к каждому из них стараюсь подходить индивидуально, дифференцирую задания, работаю над развитием мотивации... Как у всех? Да, но методы и приёмы мои собственные, отобранные в результате рефлексии как самые оптимальные для достижения образовательной цели.
Основной целью обучения иностранным языкам в условиях реализации ФГОС является развитие коммуникативной компетенции учащихся. Звучит, на мой взгляд, эта формулировка казённо-угрожающе: НАУЧИТЬ!!!
Я же убеждена: иностранному языку нельзя научить – ему можно только научиться! Поэтому главная моя цель – это научить Ученика Учиться, то есть привить ему навыки саморазвития и самосовершенствования, желание самому изучать английский язык. Словом, я учу детей тому, чему когда-то научила меня моя добрая фея.
Исходя из своего опыта, знаю, что этот навык поможет им стать успешными в социуме (социально адаптироваться), совершать реальные и виртуальные путешествия по странам и эпохам, находить друзей. И не только в нашей стране... Ведь знание английского языка раздвигает границы и сносит преграды, по крайней мере языковые - точно!
Для достижения цели я стараюсь научить своих учеников мыслить нестандартно, нестереотипно, творчески подходить к выполнению заданий. В этом мне помогают любимые «изюминки»:
- Метод «Ассоциации»работает на образное мышление, память. Называем ассоциации по карточке и передаём их по цепочке до тех пор, пока она не вернется к учителю.
- Метод «Угадай тему» развивает логику и воображение, предлагая учащимся найти недостающие фрагменты пазлов у одноклассников, сформировать группы, собрать общий пазл и угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».
А ещё методы "Голоса", "Иллюстрация", "Карусель", "Хвастун", Светофор", "Исследователь" и многие другие.
Часто провожу нестандартные уроки:
- игры, в том числе деловые,
- сказки,
- путешествия,
- конкурсы,
- экскурсии,
- исследования,
- мастерские,
- спектакли,
- интервью,
- эссе.
Особенно нравятся моим детям уроки-экскурсии, или виртуальные путешествия. Ученики становятся путешественниками и экскурсоводами, рассказывают иностранным гостям о своей стране и своём городе и сами знакомятся с англоязычными странами, их достопримечательностями и традициями. Это мощнейший заряд учебной мотивации!
Очень люблю урок - праздник. Праздников не так много в нашей жизни, поэтому замечательно иметь возможность создавать их самим.
Урок-эссе провожу в старших классах. Он помогает выработке собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме, это "соразмышление" и сопереживание. Ученики учатся анализировать избранную проблему, отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает логическое и аналитическое мышление учеников и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
В рамках межпредметной интеграции провожу уроки с учителями литературы, истории, географии, информатики и даже физкультуры. Например, "To be or not to be" (по творчеству Шекспира), "My Favourite Sport" (о любимых видах спорта школьников России и Англии) и другие.
И, конечно же, Интернет-уроки! Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера, благо, что сегодня в нашем лицее есть все необходимые для этого условия: компьютеры с выходом в интернет, проекторы и пр.
В условиях реализации ФГОС особое значение приобрела проектная деятельность учащихся, хотя я в своей практике начала её использовать гораздо раньше. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Этот метод как нельзя лучше работает на цель моей образовательной деятельности: учить детей учиться и самосовершенствоваться.
И я сама, стремясь к совершенству и самосовершенствуясь, хочу быть учителем будущего, то есть - человеком всесторонне образованным, постоянно пополняющим свой багаж знаний, интересным собеседником и авторитетным экспертом. Ведь и ученики, и родители хотят видеть во мне человека, вооружённого новейшими достижениями педагогики и психологии, стоящего на «дружеской ноге» с самыми последними достижениями науки и техники.
А ещё, я считаю, что учитель должен обладать такими качествами как доброта, доброжелательность, быть открытым для общения, совместного творчества. И я искренне рада, что мне удаётся вести за собой детей в увлекательное путешествие в мир знаний, такой яркий и интересный, страну английского языка, родину леди Совершенство.
Мною в школе прожита целая жизнь - 39 лет, было много соблазнов перейти на другую работу, но я осталась верна своей профессии и горжусь этим!
Уже 41 год я работаю в учебных заведениях. Здесь моя жизнь. Здесь мои дети, они самые одарённые и талантливые, они уже родились такими: кто-то лучший спортсмен, кто-то лучший актёр, а кто-то — лучший друг. И моя задача - показать им, насколько они талантливы и как им может помочь английский язык. А затем направлять их и не мешать саморазвитию...
Каждый день я захожу в класс, вижу радостные лица ребят, смотрю в их доверчивые и настороженные, лукавые и дерзкие глаза и понимаю: я на своём месте, я - леди Совершенство, потому что я помогаю детям приближаться к нему!