Пояснительная записка
Обоснование необходимости курса
I. В духовной жизни человечества трудно найти фактор, который играл бы большую роль, чем религия.
Религия была решающим импульсом во многих исторических движениях. Даже сама борьба против религии есть косвенное признание ее значения. Даже атеистов нельзя считать людьми по настоящему неверующими. Идеологические мифы, по существу, перелицованная религия. Если люди пытаются уйти от Бога, то неизбежно приходят к идолам. Показательно, что стремление к Богу наиболее сильно проявляется в развитых странах.
Религия остается наиболее личностной всех форм человеческой деятельности, она дает внутреннюю свободу и прочную основу для человека цивилизации.
Знаменитый физик Макс Бор подчеркивал, что лишь религиозные идеи могут вернуть здоровье обществу. « Нет необходимости искать где-то далеко принцип, который мог бы стать прочной основой для устройства наших дел. Этот принцип содержится в христианской доктрине». Сегодня, как никогда, актуально звучат слова апостола Павла: «Нас почитают умершими, но вот мы живы».
Говорить о духовном воспитании непривычно в стране, в которой более 70 лет насаждалось нигилистически-атеистическое мировоззрение, а духовность воспринималась как придаток института агитации и пропаганды политической системы. Однако сейчас возникают новые взаимоотношения государства, общества и церкви. Тот, кто считает себя человеком культуры должен знать основы христианства, уметь читать священные книги,, надписи на иконах и исторических памятниках, уметь вести себя в храмах, понимать суть христианских традиций и праздников.
II. Библия в данном курсе подается как неотъемлемая часть мировой культуры. Акцент делается на гуманистический потенциал Библии, на заложенную в ней способность объединять людей в их нравственном поиске, в стремлении к интеллектуальному совершенствованию вне зависимости от их национальности и отношения к религиозной вере; на ее бесспорную общечеловеческую значимость, в том числе, как ключевого текста для понимания истории развития и содержания значительной части мировой культуры.
III. В современной художественной литературе Иисус Христос стал персонажем эпохи. Вслед за булгаковским Иешуа Га-Ноцри, вслед за Христом из «Доктора Живаго» Б.Пастернака появляется герой рукописи «Суд над Христом» в « Факультете ненужных вещей» Ю.Домбровского и горячий проповедник Царства справедливости на Земле Иисус Назарянин в « Плахе» Чингиза Айтматова. Современному учителю необходимо освоить новый для него культурный пласт - Библию и овладеть умением довести его в доступной форме до учащихся.
На сегодняшний день преподавание русской литературы в школе имеет ряд существенных противоречий:
1. В творчестве русских писателей очень серьезное место уделяется библейским темам и мотивам, и вся русская литература имеет православное звучание и имеет христианские корни. Дети же изучают литературу без малейших представлений о Библии и христианстве.
2. В учебниках по литературе частично представлена Библия в виде отдельных мифов из Ветхого Завета и притч из Нового Завета. Однако эти вставки не дают целостного представления о Библии, они хаотичны и логически неоправданны.
3. Методической литературы по изучению библейских тем нет.
4. Изучение Библии должно быть представлено в средних классах до изучения систематической литературы ( 9 класс) и до Древнерусской литературы (7-8 классы). Поэтому самыми оптимальными для изучения Библии могут быть 6 -7 классы. Уроки Библии можно ввести и в программу 6 класса, так как в 5 классе большое место уделяется мифам, сказкам и другим фольклорным произведениям.
Дети в 6 классе входят уже в другую, не в языческую , а христианскую культуру. Дети 6-7 классов эмоционально чувствительны и открыты к восприятию прекрасного и высокого.
В этом возрасте дети небезразличны к слову, чувствуют его музыку, тончайшие смысловые и стилистические оттенки, могут самостоятельно мыслить, изобретать текст. В старшей школе изучать Библию уже поздно, души ребенка она не затронет.
Цели курса
1. Сформировать целостное системное представление о литературе.
2. Значительно расширить исторический, литературный и философский кругозор учащихся.
3. Сформировать у учащихся устойчивое понимание « категории времени»
4. Сформировать понятие литературного жанра, дать представление о его происхождение и развитии.
5. Дать представление о библейских жанрах.
6. Дать представление о художественных произведениях библейской тематики и их авторах.
7. Дать понятие синкретизма в искусстве.
8. Способствовать формированию духовно-нравственной личности гражданина Отечества.
9. Развивать творческий потенциал личности.
10. Развивать чувство слова.
Структура курса и схема уроков
Курс состоит из двух крупных блоков: Ветхий завет и Новый завет. Каждый блок предваряется вступительными уроками и заканчивается итоговыми занятиями, практическими занятиями, семинарами. Также в конце каждого блока проводится зачет.
Композиция каждого урока строится по схеме:
Тема |
Теория, Понятия
|
Тематика Проблематика |
Отражения в мировой литературе |
Крылатые выражения |
Иллюстративный материал |
Вставные новеллы. Библейские жанры |
Однако эта схема примерная, на нее ориентируется учитель, какие-то пункты могут и не браться в расчет. Организация урока может строиться по - разному, учитывая содержание данного урока. Содержание урока может быть, например, таким:
Тема |
Теория, Понятия
|
Тематика Проблема-тика |
Отражения в мировой литературе |
Крылатые выражения |
Иллюстра-тивный материал |
Вставные новеллы. Библейские жанры |
Поте-рян-ный рай.
|
Грехопадение, грех, потомки, первородный грех, Древо добра и зла, соблазн, Тернии, запрет, Древо жизни. Херувим (страж), олицетворение бури. |
Тема запретного плода. Тема искушения, греха. Первое пророчество о спасителе. Тема зла . Бог и зло. Познание смерти и бессмертия. Тема бунта против Бога. Ева - мать всех живущих. |
А.С.Пушкин. «Отцы- Пустынники и жены непорочны...», «Если жизнь тебя обманет» «Няне». Д.Мильтон. Потерянный рай.Н.Гумилев. А. Рублев. Слово. Легенды о сбрасываемой коже |
Древо познания, змей - искуситель В поте лица своего будешь есть свой хлеб. Прах ты и во прах обратишься. Запретный плод сладок |
Микеланджело. Сюжет росписи Сикстинской капеллы. Г.Доре. Изгнание из рая. Томас Коль. Изгнание из Едемского рая Лукас Кранах. Грехопадение. Хуго ван дер Гоес. Грехопадение. |
Молитва - как способ удержаться от искушений. Молитва как жанр послания |
Содержание курса:
1. Вступление.
Структура Библии. Пятикнижие Моисея. Мировое значение Библии .............1 час
Ветхий завет
2. Сотворение Мира.
Тема свободы человека. Тема двойного бытия. Жанр миф.
(Ахматова А. Молюсь оконному лучу. Мифы о происхожении мира) ............1 час
3. Потерянный рай.
Тема грехопадения и запретного плода. Жанр молитвы.
(Пушкин А. Отцы пустынники и жёны непорочны. Гумилёв Н. Слово) .........1 час
4. Всемирный потоп. Ноев ковчег.
Тема конца света. Понятия хамства.
(Поэма о Гильгамеше. Мифы о Великом потопе) ....................................1 час
5. Каин и Авель.
Тема первородства. Жанр легенды. Понятие «каяться».
(К Паустовский. Тёплый хлеб) .........................................................1 час
6. Вавилонское столпотворение.
Понятие Вавилон, праязык, столпотворение, суета. ...............................1 час
7. Завет с Авраамом. Авраам и его дети: Иаков, Иосиф. Содом и Гоморра.
Символы огня, дыма. Тема преданности Богу. Понятие «Земля Обетованная»
(А. Ахматова. Жена Лота. Миф о Лотовой жене. Миф о Геракле, борющемся с речным богом) ............................................................................1 час
8. Моисей и Заповеди Моисея.
Мотив чудесного спасения во время рождения. Понятия: Пасха (еврейская), Золотой телец, десять египетских казней.
(Л.Мей Мойсей. Легенда о Ромуле и Ремуле) ..................................... 1 час
9. Странствование по пустыне.
Понятия: каменные скрижали. Тема закона (канона)
(А Немировский. Золотой телец)......................................................1 час.
10. Трубы Иерихона.
Судьи Израилевы. Тема пророка.......................................................1 час.
Саул и аэндорская волшебница
Тема власти религиозной и светской. Тема колдовства.
(Д.Байрон . Последняя битва Саула)...................................................1 час
11. Самсон и Далила.
Тема народного героя, героизма.
(Мифы о силе волос. Сказки про лукавую жену).....................................1 час
12. Давид и Голиаф.
Тема идеального царя. Тема борьбы силы и разума.
(А.Ахматова. Встреча царей)............................................................1 час.
13. Соломоново решение. Песня песней. Книга притч Соломона
И. Бунин. Трон Соломона., М.Волошин. Соломон.,Ф. Сологуб. Из Притчей Соломоновых.................................................................................1 час.
14. Пророки: Иов, Даниил, Иона, Исайя, Иезекиль.
Тема пророка (пророк - говорящий от имени Бога)
(Ю.Лермонтов. Пророк. А.Пушкин. Пророк).........................................1 час.
15. Псалтырь.
Тема суетности мира.
Жанры: песнь, псалмы, гимны, молитвы.
(Державин Г. Властителям и судьям)..................................................1 час.
16. Экклесиаст.
Тема смысла жизни. Понятия: пессимизм.
А. Чехов. Огни.,Соломон., И.Бунин. Ночь. К. Бальмонт .На мотив Экклесиаста.
А.Блок. Экклезиаст...........................................................................1 час.
17. Итоговый урок.................................................................................1 час.
Новый Завет
18. На пороге Нового Завета.
Тема кризиса Ветхого завета. Понятие: эллинизм, человекобог, фарисеи......1 час.
19. Четыре Евангелия.
Сходства и различия, цели написания. Понятия: апокриф, Евангелие (Благая Весть), апостол, мытарь....................................................................................1 час.
20. Рождение матери.
Образ Богоматери. Культ Марии. Тема рода..............................................1 час.
21. Благовещение.
Тема смирения Бога. Тема непорочного зачатия..........................................1 час..
22. Рождество.
Образ времени в Евангелии.
(Пастернак Б. Вифлеемская звезда).........................................................1 час.
23. Предтеча.
Иоанн Креститель. Тема крещения как очищения от грехов мира. Культ воды.
(О. Уальд. Соломея.)..............................................................................1 час.
24. Крещение.
Тема триединства Бога. Символ голубя
(Повесть Временных лет. Рассказ о крещении Руси).....................................1 час.
25. Искушение Иисуса.
Тема дьявола. Тема пустыни. Символика 40 дней........................................1 час.
26. Нагорная проповедь.
Заповеди блаженств. Жанры проповеди, заповеди, молитвы...........................1 час
27. Избрание учеников.
Тема ученичества. История жизни апостолов............................1 час.
28. Чудеса Иисуса
Тема чуда, магии, колдовства. Тема исцеления и воскрешения из мертвых. Значение воскрешения Лазаря..............................................................................1 час.
29. Притчи Христовы.
Тема поэзии в Библии. Двойной смысл притчи.
Притчевое начало в литературе............................................................ .1 час.
30. Преображение .
Связь горы Фавор и Голгофы. Тема чуда. Понятия :« куща», «Слава Иисуса»......1 час.
31. Въезд в Иерусалим в Вербное воскресенье.
Символ вербы. Лазарева суббота..............................................................1 час.
32. Тайная вечеря.
Пасха ( христианская)- путь из ада, Понятие причащения. Тайна евхаристии......1 час.
33. Гефсиманский сад.
Тема обреченности. Страсти Христовы. Образ Иуды. Символ чаши.Тема предательства
Л.Андреев .Иуда Искариот.....................................................................1 час.
34. Суд Синедриона. Голгофа.
Фарисеи, садукеи. Образ Понтия Пилата. Тема и символ креста. Тема жертвы.
Страсти христовы. Цена искупления.
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (суд Пилата).......................................1 час
35. Воскрешение и Вознесение
Тема смерти, ада ( пустота, небытие). Тема падшего ангела. Воскресение- победа над смертью .
В.Жуковский. Дева и асмодей. ................................................................1 час.
36. Учение Христа (итоговый урок-зачёт)