В течение пяти последних лет Министерством образования РФ проводится эксперимент, связанный с поиском новых форм проведения выпускных экзаменов (итоговой аттестации) в 11 классе. Одна их этих форм - Единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В 2004 году Управление образования Администрации Томской области совместно с Центром оценки качества образования было проведено социологическое исследование по проблемам ЕГЭ1. В исследовании приняли участие 2618 человек, среди которых 846 выпускников средних учебных заведений г. Томска и Томской области. Анализ результатов показал, что главным фактором, определяющим отношение к ЕГЭ обучающихся, является их подготовленность к экзамену и объективность его оценки. Того же мнения придерживаются и их родители. Если объективность оценки зависит не от обучающихся, то подготовленность к нему всецело лежит на их собственных плечах (при бесспорном участии родителей и педагогов).
Отвечая на вопрос о целесообразности дополнительной подготовки, большинство обучающихся предпочли готовиться к экзаменам самостоятельно - 52,1%; 8,4% считают, что дополнительные занятия вообще не нужны; различные подготовительные курсы (в вузе в том числе) выбрали 44,2% респондентов; вузовские классы в школе - 10,2%; занятия с репетитором - 25,0% ответивших на данный вопрос (сумма процентов более 100, так как респонденты могли выбирать более одного ответа). В итоге большинство учащихся, принимавших участие в данном социологическом опросе, отметили необходимость дополнительной подготовки по русскому языку в том или ином ее виде, и это не случайно. Изучение основного курса русского языка по сути заканчивается в 9 классе общеобразовательной школы; в 10 - 11 классах на повторение и закрепление пройденного ранее отводится по программе старших классов 1 - 2 часа в неделю, что явно недостаточно для систематизации знаний, а особенно для восполнения пробелов знаний учащихся. Поэтому мы и предлагаем факультативный курс «Особенности и трудности сочинения-миниатюры».
В целом структура ЕГЭ по русскому языку определена. Контрольные измерительные материалы (КИМы) состоят из трех частей: 1) тесты по основным разделам школьного курса (фонетике, лексике, орфографии и т.п.); 2) многоаспектный языковой анализ текста; 3) небольшое письменное высказывание (сочинение-миниатюра) в форме отзыва на прочитанный и проанализированный текст.
В последнем задании (часть С) предлагается написать краткий отзыв о прочитанном тексте, выразить свое отношение к проблеме, затронутой автором. Кроме того, необходимо оценить речевое оформление текста, отметить наиболее яркие языковые средства, позволившие автору точно и выразительно передать свои мысли.
Третье задание, которое проверяет умение анализировать содержание исходного текста, точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразие грамматических форм и лексическое богатство русского языка, традиционно оказывается для учащихся наиболее сложным. Поэтому цель данной программы - дать учащимся возможность успешно подготовиться к написанию сочинения - миниатюры.
Задание в свободной форме (тип С) предлагают участнику ЕГЭ записать ответ в развернутой форме. Фактически это небольшая письменная работа по тексту (сочинение-рассуждение), которая проверяется специально подготовленными экспертами.
Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов № 2). Рекомендуемое время выполнения - 90-100 минут. Объем - не менее 150 (150-300) слов. Максимальное количество баллов за выполнение этой работы - 22. Работа, написанная без опоры на предложенный текст, не проверяется и не оценивается.
Выполнение третьей части работы является обязательным для тех, кто претендует на отметку «4» или «5» и собирается поступать в ВУЗ.
Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению
Задание третьего типа с открытым развернутым ответом - это сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Это задание проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции - знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и написания собственных высказываний (текстов), адекватных целям и ситуациям общения. Оно проверяет следующие составляющие коммуникативной компетенции:
1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) умение анализировать содержание читаемого текста;
3) умение анализировать форму текста;
4) умение выражать собственную позицию;
5) умение последовательно излагать мысли;
6) умение использовать в речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
7) орфографические и пунктуационные умения;
8) владение нормами современного литературного языка.
Третья часть экзаменационной работы проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют ли аргументировать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для профессионального образования выпускника, становления его как гражданина. Кроме того, на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.
Часть С соответствует высокому уровню сложности и способна обеспечить объективный отбор наиболее сильных выпускников.
Вот как выглядит типичная формулировка этого задания: «Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
Цель данной программы - дать возможность старшеклассникам приобрести конкретные практические навыки для выполнения задания с развернутым ответом (часть) контрольно-измерительных материалов и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Курс знакомит с требованиями, предъявляемыми к сочинению-миниатюре, критериями его оценки, имеет практическую направленность.
Программа курса «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности» составлена на основе следующих нормативных документов: "Обязательного минимума содержания основного общего образования по русскому языку" (Приказ МО от 15.05.98 № 1236) и "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку" (Приказ МО от 30.06.99 № 56). Кроме того, при составлении использована программа для 10-11 классов Пахновой Т.М. «Основы редактирования», опубликованная в сб. «Программно-методические материалы. Русский язык. 10 - 11 кл.\ Сост.Рыбченкова Л.М.. - 2-е изд.» (М.: Дрофа, 1999), а также методические пособия и разработки: «Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом»; «Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык»; «Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С)» (Колупаева О.В.). Использован также практический опыт автора-разработчика программы, накопленный в результате работы в старших классах, в областной экспертной комиссии по проверке части С ЕГЭ, в областной апелляционной комиссии, при участии в различного рода тематических семинарах и творческих группах.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Цели обучения
Данный факультативный курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного под-ходов к обучению языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
- Задачи
- - закрепить и расширить знания учащхся о тексте, совершенствуя в то же время навыки создания текстов;
- - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- - обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе с исходным текстом;
- - способствовать развитию речи и мышления учащихся;
- - ликвидировать по возможности индивидуальные пробелы школьного образования.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
-
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
-
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Умения и навыки
- Учащиеся должны уметь:
- - распознавать текст по его обязательным признакам;
- - различать типы и средства связи;
- - различать типы речи;
- - определять стили речи по их характерным признакам и свойствам;
- - анализировать текст с точки зрения тематики и проблематики;
- - определять позицию автора текста;
- - определять средства выразительности;
- - соблюдать речевые и языковые нормы;
- - создавать собственный тексты в соответствии с критериями оценки части С ЕГЭ.
-
Исходя из содержания программы, занятия организуются прежде всего в форме практикумов, тренингов, семинарских занятий, где предполагается совершенствование практических навыков грамотного построения текста сочинения-миниатюры.
Критерием успешной работы учителя должно служить качество подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.
Основное содержание программы
(68 часов)
Структура и содержание программы соответствуют задаче подготовки выпускников по тематическим разделам школьного курса русского языка с учетом тематики курса - «Сочинении-миниатюра: особенности и трудности».
содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции
(28ч)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров ( чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
содержание, обеспечивающее формирование
языковой и ЛингвистическоЙ (языковедческой) компетенций
(40ч)
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его основные признаки: цельность, связность. Тема и основная мысль текста. Развитие мысли в тексте: "данное" и "новое"; цепной и параллельный способ связи между предложениями в тексте; деление текста на абзацы. Смысловые отношения между предложениями в тексте (причины - следствия; пояснения; противительные и др.), средства выражения смысловых отношений. Композиция текста. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их тематические и структурные признаки. Особенности каждого типа речи в различных функциональных стилях. Речевые жанры (рецензия, отзыв, эссе) и их функционально-стилистические особенности.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Виды контроля
Уровень лингворечевой подготовки учащихся определяется по результатам их устных сообщений, высказываний, письменных работ: сочинение-миниатюра по исходному тексту, тестовых заданий
-
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С) - М., Айрис Пресс, 2006.
- Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. - М.: Дрофа, 2003.
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 2000.
- Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С...: Метод. пособие для учителя. - Воронеж: - ВОИПКРО, 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Львова С.И. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы. - М.: Просвещение, 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. - М.: «Уникум-Центр», 2003.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Львова С.И., Васильевых И.П.. Материалы для проведения зачета по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. - М.: «Уникум-Центр», 2004.
- Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002.
- Колупаева О.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Практикум для подготовки к выполнению задания с развернутым ответом (часть С) - Томск: ТПУ ЦДП, 2005.
- Лимонад Т.В.С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная Пресса, 2001.
- Литература: Справочные материалы - М.: Просвещение, 1989.
- Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. - М.: Флинта: Наука, 1999.
- Морозова Н.П. Учимся писать сочинение - М.: Просвещение, 1987.
- Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н., Черкасова Л.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену и Централизированному тестированию по русскому языку. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997.
- Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 998
-
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу «Сочинение-миниатюра: особенности и трудности»
Всего 68 часов , 2 часа в неделю
-
Дата
Тема
Час
Прим.
сентябрь
1. Текст и его строение. Признаки текста Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность
1
2. Типы и средства связи между частями текста. Цепная связь. Параллельная связь Способы связи предложений в тексте
1
3. Смысловая цельность и композиционная стройность - обязательные признаки текста
1
4. Абзац. Абзацное членение текста. Последовательное расположение частей текста
1
5-6. Сочинение-миниатюра. Практическая работа по выявлению признаков текста и средств связи
2
ПР
7-8. Логичность - признак текста. Типы логических ошибок. Работа по предупреждению логических ошибок
2
9-10. Тематика и проблематика текста. Название - ключ к пониманию текста
2
11. Типы речи. Их тематические и структурные признаки. Повествование
1
12. Типы речи. Описание
1
13. Типы речи. Рассуждение
1
14. Стили русской речи. Книжные и разговорный стили речи
1
15. Научный стиль речи
1
16. Научно-публицистический стиль речи
1
17. Официально-деловой стиль
1
18. Публицистический стиль
1
19. Разговорный стиль
1
20-21. Особенности литературно-художественной речи
2
22. Анализ текста. Работа с основной мыслью текста- рассуждения
1
ПР
23. Освоение приемов логического разворачивания основной мысли (тезиса)
1
24. Работа с языковыми средствами, обеспечивающими связность текста
1
25. Анализ композиции научного и публицистического текстов
1
26. Выразительность русской речи Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
1
27. Выразительные словообразовательные средства.
1
28. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи
1
29. Выразительные средства лексики и фразеологии.
1
30-31. Основные виды тропов и использование их мастерами русского слова.
2
32. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов
1
33. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки, использование их в речи
1
34. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций
1
35-36. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов
2
ПР
37. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения
1
ПР
38. Языковые нормы Нормативное употребление форм слова
1
39. Нормативное построение словосочетаний и предложений разного типа Нормы согласования в предложении. Нормы управления
1
40. Нормы построения предложений с деепричастиями
1
41. Нормы построения сложноподчиненного предложения
1
42.Часть С. Требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению. Критерии оценки сочинения рассуждения
1
43. К1. Понимание содержания исходного текста (ИТ). Формулировка проблем ИТ
1
44.Как определить основные положения содержания ИТ и избежать пересказа. Комментарий к сформулированной проблеме ИТ (К2)
1
ПР
45. Жанр сочинения-рассуждения (рецензия, эссе, отзыв):общее и различное
1
46. К3. Отражение позиции автора ИТ. Как выявить позицию автора?
1
ПР
47-48. Практическая работа по анализу текста
2
ПР
49-50. К4. Изложение собственного мнения по проблеме. Как аргументировать свою позицию. Какие аргументы можно использовать в сочинении
2
51-52. Практическая работа по аргументированию собственного мнения
1
ПР
53.К5. Смысловая цельность и композиционная стройность сочинения
1
54. Как начать сочинение
1
55. Как закончить сочинение
1
56. К6. Точность, богатство и выразительность речи
57. Как работать над точностью и выразительностью речи
1
58. К7. Соблюдение орфографических норм
1
59. Работа по предупреждению орфографических ошибок
1
ПР
60. Соблюдение пунктуационных норм
1
61. Работа по предупреждению пунктуационных ошибок
1
ПР
62. Соблюдение языковых норм. Работа по предупреждению грамматических ошибок
1
ПР
63. Соблюдение речевых норм. Работа по предупреждению речевых ошибок
1
ПР
64. Общие рекомендации к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. Правила оформления работы
1
65-66. Итоговое сочинение-рассуждение по ИТ
2
ПР
67-68. Анализ сочинений-рассуждений по ИТ
2