Гимназия ТОМЬ
Гимназия ТОМЬ

 

  Ваш ребенок скоро отправится в школу. Это большое событие в жизни семьи. Хлопоты и волнения начинаются задолго до этого дня. Вас, родителей, беспокоит то, как ребенок будет учиться, полюбит ли школу, новых товарищей. И волнения эти закономерны: «превращение» дошкольника в школьника – сложный процесс, связанный с перестройкой образа жизни, психики ребенка и с непривычной для него физической нагрузкой. Сделать так, чтобы переход к новому ритму жизни прошел для ребенка безболезненно, плавно – задача непростая.
  Ребенок, поступающий в школу, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности  элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Готовность к обучению в школе для ребёнка – это желание учиться в ней, стремление поскорее стать большим, интерес ко всему новому, желание приобрести новых друзей и значимых взрослых. Личностно-ориентированнное обучение направлено  прежде всего на активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельности и об удовлетворенности ребенка ею.
 Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом зависят от его психологической готовности к школе. Что же включает в себя это понятие? Ее составными компонентами являются личностная, интеллектуальная и волевая готовность.
 Личностная готовность включает: наличие интереса к школе, положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.
 Интеллектуальная готовность предполагает необходимый уровень мыслительных процессов, умения анализа, синтеза, обобщения, интеллектуальную активность.  Интеллектуальная готовность ребёнка – уровень развития психических качеств ребёнка, восприятия и памяти, внимания и мышления.
 Волевая готовность выражается в способности управлять своим поведением, организованности, умении планировать свои действия, осуществлять самоконтроль. Мотивационная и волевая готовность – понимание и принятие учеником учителя, норм и правил поведения в школьном учреждении. 
 Социальная (коммуникативная) готовность благоприятствует возникновению дружеских отношений со сверстниками, развитию коммуникативных и организаторских   способностей.
 Предпосылки психологической готовности детей к школе начинают формироваться в дошкольном возрасте. Большая роль в этом принадлежит родителям. Многие родители совершают ошибку, стремясь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость. Главное для ребенка в этот период – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если он сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать, очень важно умение последовательно и целеустремленно двигаться к намеченной цели.
 Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их и надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно достичь, а может и невозможно, достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры-занятия, которые для детей интереснее. Нужно дать ребенку возможность в игре проявлять выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, тогда у ребенка появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни.
 Во время игры хвалите ребенка за успехи и не ругайте за ошибки. Очень часто, когда ребенок приходит в школу, у него появляются такие трудности психологического плана, как чувство страха, отрицательное отношение к учебе, к учителю, неправильное представление о своих возможностях (самооценка). Причиной этих трудностей нередко бывают родители, которые запугивают детей будущими трудностями школьной жизни («Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школе будешь учиться» и т.п.) Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей, чтобы ребенок чувствовал, что его дома понимают, верят в его силы, всегда готовы прийти на помощь.
 Уделяйте достаточно внимания своим детям, занимайтесь с ними, помогите им овладеть необходимыми умениями и навыками, и тогда школа станет для вашего ребенка местом, куда он будет с радостью стремиться каждый день. Вырастут сын или дочь сильными, здоровыми, трудолюбивыми – это во многом зависит от вас, уважаемые родители. И не надо пугаться перемен в жизни ребенка, тогда он будет более открытым ко всему новому, неизвестному. Школа станет для него дверями в мир интересных событий, добрых друзей, захватывающих познаний.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?