Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, существующих традиций этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста различных частей тела и резкой смены его пропорций и т. п. Следует отметить, что возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, а также последовательность проявления этих признаков, колеблется у разных подростков в значительных пределах. Это нередко приводит к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать ощущение целостности и стабильности своего “Я”, что может стать причиной многих личностных проблем.
Возраст от 10 до 11 лет. Большинство детей еще спокойны, уравновешены, в отношениях с родителями проявляют максимум доверия и теплоты.
Возраст с 11 до 12 лет. Физиологическая перестройка организма, а значит, начинаются и первые проблемы. Родители сталкиваются с его импульсивностью, частой и необъяснимой сменой настроения, отрицанием, упрямством, агрессивностью поведения. Возрастает острота мировосприятия, обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.
Возраст с 12 лет. Импульсивность подростка постепенно уступает место более разумному и спокойному отношению к миру. Максимально растет самосознание подростка, обостряется его стремление к независимости от взрослых, самостоятельности, возрастает потребность признания собственного авторитета.
Удаляясь от семьи, подросток пытается найти новую социальную группу, в которой у него появилась бы возможность удовлетворить потребность в реализации собственного личностного начала. Начинает придавать все большее значение собственной внешности, проявляет первый интерес к представительницам противоположного пола.
Возраст от 13 до 14 лет. Острота восприятия максимальна, самокритичность и критичность по отношению к окружающим зачастую приводят к замкнутости, уходу в себя. В этом возрасте подростки интровертны, т.е. обращены внутрь себя, в свой собственный мир, скрытны по отношению не только к родителям, но и к друзьям.
Возраст 14 лет. Подросток снова может измениться, Становится более общительным. Уверенность в себе возрастает. Внимательно анализирует поведение окружающих людей, делая собственные выводы. Ребенок склонен к вступлению в так называемые подростковые группировки.
Возраст 15 лет. Подростки почти взрослые люди. Жажда свободы и самостоятельности превращается в настоятельную потребность. В этом возрасте подросток раним, восприимчив к влияниям со стороны окружающих.
Возраст 16 лет. Характер подростка постепенно уравновешивается. Возрастает потребность в общении, появляется ощущение внутренней самостоятельности. Многие подростки начинают задумываться о будущем.