Родителю всегда и во всем хочется контролировать своего ребенка, и круг друзей и знакомых родитель так же пытается выбирать либо подбирать для ребенка по своему желанию. Однако с течением времени ограничивать круг общения ребенка со сверстниками становится все более сложно. Уже в детском садике наступает первый этап, когда ребенок сам начинает выбирать свой круг общения, исходя из собственных, еще пока не до конца сформировавшихся представлений. Далеко не всегда жизненные приоритеты и нравственные ценности, имеющие место в семье, преобладают при выборе подростком круга общения. В школьные годы ребенок проявляет еще больше самостоятельности. В подростковом возрасте – он уже имеет собственные приоритеты в отношениях с людьми, предпочитая общаться или не общаться со сверстниками по осознанным им самим причинам.
С течением времени большинство детей отдаляются от родителей, все больше времени проводят в компании друзей. Одни родители даже не имеют представление о том, что это за приятели, другие же просто не интересуются этим вопросом, считая, что ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы решать самостоятельно, с кем ему общаться. Некоторые родители, проявляя повышенный интерес вопросу компании, натыкаются на глухую стену молчания своего чада. Подросток, прогнозируя поведение родителя, его реакцию, на те или иные особенности образа жизни, поведения, черт характера, семейного положения приятелей, всеми силами пытается скрыть от родителей, с кем он дружит. А многие родители, уже заранее опасаясь того, что ребенок попадет в «плохую компанию», всеми силами стараются оградить его от любого «несанкционированного» общения, загружают его уроками, занятиями в секциях и кружках до такой степени, что у ребенка не остается времени даже на то, чтобы даже просто с кем –либо поговорить. Но данная тактика поведения родителей может привести к серьезным и травмирующим психику результатам, чем предоставление ребенку свободы выбора.
Искусственно ограничивая круг общения ребенка, выбирая за него друзей, родители выращивают «тепличное растение» абсолютно не приспособленное к жизни.
Коммуникативные навыки необходимы подростку во взрослой жизни. Не научившись самостоятельно оценивать людей и разбираться в них, подросток во взрослой жизни может оказаться беспомощным. Однако родителям не следует впадать в другую крайность, предоставляя ребенку полную и неограниченную свободу в выборе друзей, абсолютно не контролируя его.
Ребенок в 6-7 летнем возрасте, попадая в коллектив сверстников, сам еще не способен провести четкую грань между хорошим и плохим, добром и злом, не в состоянии сам определить, кто его друг, а кто нет. Именно в этом возрасте ребенок нуждается в помощи родителей, в их деликатном руководстве. Маленький ребенок быстрее прислушается к вашим наставлениям. Очень контроль в младшем возрасте сформировать представление о хороших и плохих людях, о положительных и отрицательных качествах личности, научить руководствоваться в выборе друзей позитивными принципами, так как в подростковом возрасте наступает пора «отрицания», чувства протеста ребенка- подростка.
С самого раннего возраста интересуйтесь мнением ребенка, цените и уважайте его. Это в какой-то степени может гарантировать, что, повзрослев, он ответит вам тем же.